• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Влечение может не только давать жизнь, но и уничтожать». Что скрывают «Три возраста» Тициана?

На первый взгляд, сюжет этой картины прост. Тициан изобразил спящих младенцев, молодую пару и старика с двумя черепами в руках, чтобы показать цикличность жизни, начало и конец всего сущего. Но с точки зрения психоаналитика здесь все намного глубже, особенно если знать предысторию полотна.

В нашей традиционной художественной рубрике тайны «Трех возрастов» раскрывает Андрей Владимирович Россохин, доктор психологических наук, профессор и руководитель Магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ.

«Отношения пары на переднем плане картины кажутся мне необычными. Они эротичны только на первый взгляд. Поза молодого человека повторяет позу старика, да и выглядит он таким же изможденным, отчужденным. Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. Этому человеку точно не до любви, в отличие от женщины, полной жизни и страстного сексуального желания. Все остальные персонажи как будто замерли, застыли.

На мой взгляд, картина печальна и полна скорби. Для того чтобы понять причину, важно знать историю полотна. Тициан написал его в 1512 году, а двумя годами раньше внезапно, всего в 35 лет, умер его друг Джорджоне — тоже выдающийся художник, музыкант и наставник. По одной из версий, он не вынес предательства своей возлюбленной. Картина кажется мне прощанием с близким человеком, здесь отражена работа горя.

«Три возраста» – история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Неслучайно здесь два младенца, двое взрослых, два черепа. Младенцы обнимают друг друга, у них все хорошо: между ними еще нет половых различий и нет конфликта, они соединены. Рассказывая про средний возраст, Тициан, возможно совершенно бессознательно для самого себя, показывает, что сексуальное влечение может не только давать жизнь, но и уничтожать.

Женщина как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь. Но в конечном счете время ведь победит и ее. Старик, который разглядывает два черепа, – возможно, сам художник. Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти».

Подать заявку на обучение