• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Научно-практический семинар: Психодинамический менторинг в организациях

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Психодинамический менторинг в организациях" разработан с целью подготовки менторов со знанием теории психоанализа и психодинамических методов работы, которые будут содействовать получению навыков менти в области бизнеса и организационного развития. Курс призван способствовать развитию навыков обучения и развития взрослых и саморефлексии ментора по поводу собственной профессиональной деятельности и как следствие, способствовать развитию навыка рефлексии менти по поводу его профессиональной деятельности с целью ее улучшения.Важной частью курса является развитие навыков передачи опыта и образа мышления, навыков развития руководителей и сотрудников, мотивации, преемственности, наставничества, осознанности, формирования наблюдающего эго. Во время прохождения курса особое внимание уделяется развитию личных качеств (терпимость, тактичность, умение сопереживать, помогать менти, не навязывая своего мнения, направляя и др.), необходимых ментору для успешной работы на разных этапах их профессионального развития. Характерными чертами курса являются рефлексивность, интерактивность, интенсивность, обращение к накопленным ресурсам профессионального сообщества и собственному профессиональному опыту, обучение через деятельность. В настоящее время под менторством понимается особый тип взаимоотношений между специалистом, обладающим бóльшими знаниями, профессиональным и жизненным опытом (ментором), и специалистом с меньшими знаниями и опытом (менти, протеже), в процессе которых ментор помогает своему подопечному приобрести необходимые профессиональные знания и опыт, развить практические навыки и необходимые профессиональные и личностные качества, социально адаптироваться к профессии и коллективу, выработать высокие стандарты поведения и приверженность моральным ценностям. Менторство расширяет доступ к более опытным коллегам, обеспечивает подопечным регулярную обратную связь и поддержку, помогает развить потребность в постоянном совершенствовании. Курс рассчитан на освоение теории и практики проведения ментор-сессий в организациях. Слушатели освоят важнейшую компетенцию - ментора. В результате освоения курса студенты получат знание технологии организации различных методов менторинга в обучении и развитии персонала, повысят собственную эффективность в условиях неопределенности, многозадачности и требований быстрого развития, станут лучше понимать людей и их мотивы, их внутренние процессы, повысят осознанность, найдут внутренние ресурсы и вдохновение двигаться опытом; овладеют принципами проведения ментор-сессий; научатся проектировать индивидуальные траектории развития лидеров, подбирать метод, содержание, техники в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями; отработают навык самостоятельного проведения ментор-сессий; научатся правильно интерпретировать происходящее на сессии; диагностировать клиентов; давать конструктивную обратную связь; овладеют приемами работы с сопротивлением, переносом, контрпереносом. Освоят психоаналитическую типологию личности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - слушатели овладеют технологией менторинга и структурой проведения менторинговых сессий, освоят компетенции ментора для получения эффективных результатов в ментор-сессиях, узнают как строятся отношения и распределяется ответственность между ментором и менти в ходе взаимодействия, овладеют инструментарием для передачи опыта, поймут каким образом психоаналитический аппарат используется в менторинге.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает технологии организации различных методов менторинга в обучении и развитии персонала, освоил принципы проведения ментор-сессий; умеет проектировать индивидуальные траектории развития лидеров, подбирать метод, содержание, техники в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями; умеет правильно интерпретировать происходящее на сессии; диагностировать клиентов.
  • слушатели будут уметь пользоваться технологией менторинга и структурой проведения менторинговых сессий, смогут освоить компетенции ментора для получения эффективных результатов в ментор-сессиях, будут знать как строятся отношения и распределяется ответственность между ментором и менти в ходе взаимодействия, будут владеть инструментарием для передачи опыта, будут понимать каким образом психоаналитический аппарат используется в менторинге
  • - уметь пользоваться технологией менторинга и структурой проведения менторинговых сессий, - знать компетенции ментора для получения эффективных результатов в ментор-сессиях, - знать как строятся отношения и распределяется ответственность между ментором и менти в ходе взаимодействия, - владеть инструментарием для передачи опыта, - понимать каким образом психоаналитический аппарат используется в менторинге
  • уметь пользоваться технологией менторинга и структурой проведения менторинговых сессий
  • уметь кассифицировать компетенции ментора для получения эффективных результатов в ментор-сессиях
  • По окончании изучения дисциплины слушатель будет знать основные понятия, методы и инструменты ментор-сессий в психоаналитической парадигме, будет в состоянии самостоятельно проводить в организации ментор-сессии.
  • Во время обучения участники получат информацию с прописанными процедурами и решениями, конкретными советами и упражнениями. После завершения обучения есть возможность получить сертификат Международной федерации коучинга (ICF) и в Национальной федерации профессиональных менторов и коучей.
  • По окончании программы слушатель: знает основные понятия и базовые теории менторинга, основные виды специфику современных методов передачи опыта. Знает способы оценки эффективности менторинга, владеет технологией оценки результатов сессий.
  • Знает основные компетенции ментора и этические аспекты деятельности ментора.
  • Имеет информацию о характере, цели и возможностях менторинга.
  • Знает основные понятия и методологические основы менторинга, его механизмы.
  • Владеет техниками менторинга. Умеет передавать собственные модели и образ мышления.
  • Знает основные методы, инструменты психоаналитического менторинга, важность и сущность задач, которые решаются на ментор-сессиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наставничество и менторинг
  • Психодинамический менторинг в организациях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год I семестр
    0.5 * Активность + 0.5 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 1103 - M.Holliday - Coaching, Mentoring and Managing - 9781601637031 - Career Press - https://hse.alpinadigital.ru/book/1103
  • Amah, O. E. (2017). Leadership Styles & Relational Energy in High Quality Mentoring Relationship. Indian Journal of Industrial Relations, 53(1), 59–71. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=127280795
  • Coaching and mentoring skills, DuBrin, A. J., 2005
  • Coaching for the future : how smart companies use coaching and mentoring, Caplan, J., 2003
  • Facilitating Reflective learning through : mentoring & coaching, Brockbank, A., 2006
  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры : чт..., Берн, Э., 2002
  • Лидерство и власть : процессы идентичности в группах и организациях, Бейрон, Р., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 1119 - D.Black; S.Chandler - The Hands-Off Manager: How to Mentor People and Allow Them to Be Successful - 9781601635921 - Career Press - https://hse.alpinadigital.ru/book/1119
  • Бизнес - инсайты : весь опыт российского ментора № 1 в одной книге, Воронин, А. В., 2019
  • Нордберг, Л. В. Роль менторов в формировании корпоративной культуры / Л. В. Нордберг. - Текст : электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2008. - №1. - С. 59-66. - URL: https://znanium.com/catalog/product/514968

Авторы

  • Стависский Михаил Юрьевич
  • Шаманова Татьяна Александровна