21 и 22 января состоялся мастер-класс профессора Европейской школы менеджмента и технологий (ESMT) Константина Коротова «Сложные случаи в западной практике коучинга руководителей».
Константин Коротов представил слушателям магистерской программы собственное исследование, в котором были освещены: самые распространенные запросы на коучинг со стороны западных организаций; причины возникновения сложных случаев в ходе корпоративного коучинга; инструменты решения проблемы сложных случаев.
В западной культуре множество организаций прибегает к услугам профессиональных коучей. Благодаря коучинговой работе, менеджеры и руководители добиваются существенного повышения эффективности своей деятельности, что непосредственно отражается на прибыли организации. По словам Константина Коротова, западные компании знают, зачем им нужен коучинг. Коучинг может быть использован как:
- Помощь при переходе сотрудника к новой роли
- Поддержка при развитии лидерских компетенций
- Помощь в более эффективном использовании ресурсов, которые предлагает организация
- Работа над особой задачей в процессе развития
- Помощь после центра оценки
- Способ привлечь внимание к важной проблеме, которая может стать фатальной для менеджера
- Способ решения проблемы баланса в жизни
- Мотивационный фактор
- Способ работы над проблемными отношениями
- Способ поддержать карьерные решения
- Модное увлечение
Перед первой сессией коуча в компании организация заключает с ним трехсторонний контракт. Участниками контракта являются: организация, сотрудник, коуч. Организация формирует запрос на коучинг также как и менеджер или руководитель, с которым и будет проведена коучинговая работа. Часто запрос на коучинг от организации и сотрудника не совпадают, что может служить первой причиной возникновения сложных случаев в ходе коучинговой работы. Однако, помимо недостаточной прозрачности и непонимания участниками трехстороннего контракта, есть и другие причины возникновения сложностей в ходе корпоративного коучинга, такие как:
- Смешение роли коуча и консультанта
- Неспособность коуча управлять границами отношений
- Влияние динамики за пределами рабочих отношений
- Коуч как «наемный убийца», что означает, что организация нанимает коуча с целью сообщения неприятной информации
- Конфликты на уровне ценностей
- Неспособность коуча создать безопасную среду
- Гордыня коуча
- Жадность коуча
- Синдром спасителя
"Параллельная повестка дня не всегда идет в ногу с официальной задачей коучинга. Коуч-прокладка или шпион?" (рисунок Н.Куругушевой)
Константин Коротов представил слушателям несколько кейсов, которые помогли нам увидеть, с какими конкретными сложными ситуациями сталкивались успешные западные коучи, после чего профессор затронул важную тему, которая волновала всех слушателей - как поступать, если на определенном этапе коучинговой работы ты задаешься вопросом «что мне делать дальше».
По мнению Константина Коротова, не стоит сразу впадать в панику или отказываться от клиента. Инструментами решения проблемы сложных случаев в западной практике коучинга руководителей являются: постоянная работа коуча над повышением своей осознанности, посещение супервизий, рефлексия, получение и анализ обратной связи от клиентов.
Слушателям магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» предоставляется возможность регулярного посещения супервизий (более десяти супервизионных часов в неделю), что существенно помогает студентам в их коучинговой практике.
Новость подготовила Инга Исаева
«Профессор Коротов один из любимых преподавателей слушателей магистерской программы. Ещё бы! Для меня каждый мастер-класс Константина – образец методического мастерства. Вначале семинара Константин раздаёт участникам красивую карточку, просит желающих рассказать об ассоциациях; затем – просит сказать об ассоциациях с названием мастер-класса «Сложные случаи в западной практике коучинга». Изящно «разогревает» и приводит в движение аудиторию. Затем, показывает на слайдах недавно опубликованные книги по теме мастер-класса, написанные совместно с Манфредом Кетс де Врисом и опубликованные на Западе. Затем, переходит к теме – «Для чего западные организации покупают коучинговые услуги для менеджеров?». А мы слушаем и понимаем, для чего нам завтра организации будут заказывать коучинговые услуги… У нас ведь в консалтинге восход солнца на Западе. Вот и смотрим – куда падают лучи внимания западных клиентов в их зените консалтинговой и коучинговой моды? И – словно посетив передовых кутюрье, спешим в свои изделия включить новейшие тенденции».