• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Мастер-класс Дерека Рафаэлли: отзывы участников

Мастер-класс Дерека Рафаэлли: отзывы участников

15 и 16 мая проходил мастер-класс Дерека Рафаэлли "Модель Харольда Бриджерса". Практически-ориентированный мастер-класс был посвящен теме согласованности групповых процессов и изменение ценностных установок для осознания и преодоления стресса и конфликтов в организации.

Дерек Рафаэлли - Организационный психоаналитически-ориентированный консультант и психоаналитический психотерапевт. Многолетний опыт в консультировании по теме лидерства. Частый участник конференции "Международной Программы Профессионального Развития" (Нидерланды), Член Международной Общества Психоаналитического Исследования Организаций (ISPSO), Британского психоаналитического Совета, Член-корреспондент Британского Психологического Общества, и Член Совета Бейзуотерского Института (Bayswater Institute).

Дерек Рафаэлли представил соеднинение идей Уилфреда Биона и Харольда Бриджерса о группых защитах и динимики в группе. Это не первый мастер-класс посвященный психоаналитическим аспектам групповой динамики. На мастер-классе доктора Саймона Такера, слушатели Программы подробно изучали идеи Уилфреда Биона и исследовали бессознательные механизмы группы на практике.





На мастер-классе Дерека Рафаэлли, не останавливаясь слишком подробно на базовых допущениях, была рассмотрена модель Гарольда Бриджерса, которая привносит в исследование групп развивающий формат (рабочая конференция). Дерек Рафаэлли представил развивающую групповую программу, которую он проводит в Великобритании и продемострировал детальный механизм ее работы.. 

Для исследования и развития навыков наблюдения Дереком Рафаэлли была проведена демо-сессия психоаналитеского коучинга, в которой также присутствовали два наблюдателя: за коучем и клиентом. После демо-сессии был проведен анализ, обратная связь клиента, коуча, наблюдателей из "аквариума" и были мнения внешних наблюдателей за демо-сессией.

Отзывы слушателей о мастер-классе.

Петр Бочкарев:

"«Безумие одного – исключение, безумие многих – правило» 

Ницше

Мастер-класс Дерека Рафаэлли логически продолжил темы, поднятые Саймоном Такером (http://www.hse.ru/ma/psyan/news/143966860.html). Мы уже знали про основные защитные механизм группы, теперь нам предстояло интегрировать понимание групповых защит с коучингом. Курс на коучинг был задан тремя векторами: Text(явно декларируемое), Subtext (Скрытое, бессознательное) и Context (Среда, окружающая обстановка). Отработанный в «квартетах» коучинг с двумя наблюдателями, дающими обратную связь, помог ясно почувствовать, что цель не просто исследовать процесс, но найти связь этих составляющих «векторов». Особенно важным для меня стало удержание и понимание аспекта «Context» в коучинговом процессе. Это действительно очень важно, поскольку проводя поиск внутренних ресурсов как личности, так и группы, участник должен получить результат для применения в реальной действительности.

Исследование группы и деление задачи на Task1 (Обсуждение содержимого) и Task2 (Обсуждение динамики) было для меня не новым, поскольку нечто похожее мы осваивали на мастер-классе Леонида Кроля по групповому коучингу.

Мы исследовали процесс появления лидера, внутригруппового конфликта и других феноменов динамики группового процесса.

А вот что происходило внутри группы:
...

"Мы, коучи, люди опытные, конечно, подготовили в перерыве свой запрос для Search group.

В начале каждый озвучил свой запрос, содержащий проблему(так ведь чаще бывает). Каждый участник, на мой взгляд, бессознательно понимал, что ему нужна некоторая помощь, в решении его проблемы. Формы были разные: "пожаловаться" группе, поделиться тревогой или просто спросить - все равно это запрос.

Тогда в группе стали появляться лидеры, которые «должны снять тревогу», взяв на себя ответственность, «подкормив» других если не решениями, то своим спокойствием, невозмутимостью. Выявилось 2 лидера.

Поскольку отличия между нами всегда можно найти (а если их нет, то выдумать), то лидеры вступают в конфликт, и группа далее помогает устранить одного из лидеров, который «менее» прав, выбирая в качестве орудия правосудия некоторые формальные истины: «что можно тут делать, а что нельзя», «здесь нельзя давать советы». Я не думаю что, это было какой-то ошибкой, потому что нашей целью был эксперимент, процесс «как он есть».

Тем не менее, группа могла поддержать «неправильного лидера», помогая ему переформулировать его месседж в более «правильный формат», сохранив его месседж, не «уничтожая» послание. Но то, что группа этого не сделала, лишь доказывает, что она находилась в базовом допущении «зависимости»: «пока я жду помощи от другого (спасителя), я не могу спасать другого (помогать конструктивно переформулировать сказанное)».

 Если бы осталось два лидера, то, возможно, группа раскололась бы на поддерживающих одного лидера и другого, и группа перешла бы в формат «атаки - бегства», «мы и они» с надеждой прийти к компромиссу.

Но все пошло не так.

Группа, к завершению Task1 постепенно перешла от допущения «Зависимости» допущению «Образования пар». Появились мнения, решения, тревоги, которые стали попарно соединяться, поиск пар, поиск взаимных симпатий: «вот я согласен с Васей…», «а у меня нечто похожее что у Коли», как если бы каждый после неудачи разделиться вокруг конфликта стал искать спасения в парном объединении, в поиске «половинки», с бессознательной «зачать» хотя бы символического мессию (или, из наблюдений - идею, которая нас попарно спасет – но не сейчас и сегодня, а в будущем).

То есть до рабочей группы, мы, естественно, не дошли. Но качестве идеи-мессии (рожденной, чтобы нас спасти) появилась – «давайте собираться по 1,5 часа и в таком формате работать».
Давайте!"

...

Очень важным для меня было увидеть, как эти допущения работают в группе. За время работы в режиме поисковой группы выяснилось много интересных ньюансов. Во первых, базовые допущения могут меняться, они не статичны.

Еще одним приятным моментом было участие в демо-сессии коучинга с Дереком Рафаэли. Я анализировал его как коуча, пытаясь понять, что он делает, как работает и что с ним происходит. Интерпретируя язык его жестов я пришел к выводу, что они могут (в соединении со словами) означать бессознательное «обвинение». Это натолкнуло меня на догадку об отцовском контрпереносе у коуча. Это был позитивный опыт,  который придал мне уверенность в своих силах как наблюдателя и коуча."
-----------------------------------------------------------------------------------




Ирен Изотова:

" О, если бы какая-нибудь сила 
наделила нас чудесным даром- 
видеть себя так, как видят нас другие!"
Роберт Бернс. ( примерно 300 лет назад, где-то в Шотландии).


Шотландский хаггис, приглушенный юмор, национальная гордость, хоть и с изрядной примесью итальянского солнца, лукавый прищур гигантских глаз за увеличивающими линзами очков: так и кажется, что его взгляд всегда наготове, чтобы начать с тобой внутренний диалог, когда в тебе вот-вот родится отклик на то, ради чего он проделал путь из культового для шотландцев окильтованного Глазго в непросыхающе дождливую Москву.



Дерек Рафаэлли, психоаналитический коуч и оргконсультант, профессор The Bayswater Institute и The Scotland Human Institute, привез нам особые дары волхвов британского психоанализа - Мелани Кляйн, Дональда Винникота, Уилфреда Биона и Харольда Бриджера- в виде концентрированной модели Двойной Цели в концепции подхода исследования индивидуальных и групповых процессов в формате рабочих конференций . 

Вдохновились прозрачностью китайского иероглифа, означающего глагол "слушать" ( соединение символов уха, глаз, неусыпного внимания, сердца и собеседника). Вооружились биноклем двойного видения Биона- когда один глаз отслеживает выполнение рабочей задачи на рациональном, сознательном уровне, а другой- погружается в иррациональные слои эмоциональных состояний участников, наблюдая, как люди организовывают себя и формируют группу, и как, собственно, действуют, чтобы воплотить эту задачу в жизнь. Вобрали в себя всю мульти полезность аквариумной демо-сессии бородатого Горца и последовавшей символической проработки увиденного. Сфокусировались на важности создания атмосферы открытости для успешного научения, удержания качества контакта и помятуя о целебности наивного не-знания для сохранения тотальности коучингового присутствия.

Вроде, готовы?

На старт. Внимание. Поехали! Исследовательскими группами по 7-8 максимально гетерогенных во всех смыслах участников погружаемся в обучающий опыт формата рабочих конференций, пробегая пальцами по двум вертикальным ДНК спиралям модели Бриджера, ощупывая сначала первую- концептуальную задачу, а потом вторую- групповую динамику. Нам предстоит в течении полутора часов прийти к согласию по поводу выбора одной-максимум, двух -тем из клубка реальных, горячих проблемных ситуаций, которые волнуют каждого их нас и которые мы будем представлять друг другу. Второй этап- обсуждение, обмен наблюдениями о том, как мы работали в группе, что способствовало успеху выполнения задачи, что стопорило, как мы выстраивали процесс, кто и когда брал на себя лидерство, как распределялись роли, какие конфликты возникали и как мы с ними справлялись... 

Итак, в нашей группе нас- восьмеро по стульям, на расстоянии взгляда друг от друга. Восемь личных текстов, подтекстов и один общий контекст. Одна задача на всех. Восемь внутренних реальностей и одна общая внешняя. Восемь претензий на лидерство и общая нацеленность на достижение результата. Тревога и возбуждение. Групповой процесс запущен...

Следуя правилам конфиденциальности и безопасности, делюсь исключительно своим личным выводом-наблюдением: есть в конфликте,обнаруженном и вытащенном на свет Божий, невероятная раскрепощающая мощь, наполняющая легкие послегрозовым благодатным воздухом, пронизанным озоном высшей пробы. Но, чтобы прорваться к нему и надышаться им вдоволь для будущих славных дел вместе, стоит пройти через громы и молнии самораскрытия, мрак амбивалентности, страх одиночества, боязнь отвержения, болезнь немоты, стыд уязвимости, внезапное бессилие и злую обескураженность. Выдержать тревогу и сохранить возбуждение энергии творчества, подпинывающее изнутри:"Давай-давай, все получится!" От индивидуального к групповому видению. После грозы- пространство группы обретает кристалльную прозрачность, когда мы способны воспринимать реальность, как она есть и уже вместе ее тестировать для продвижения к нашей цели.
Глубокий, высоко рефлексивный, эфективно обучающий формат личностного и профессионального развития людей для служения своим организациям.
Проверено на себе."