• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Мини-курс Татьяны Башкировой «Развивающий коучинг», 29 сентября – 1 октября 2016

В течение трёх дней, с 29 сентября по 1 октября, профессор Oxford Brooks University Татьяна Башкирова, посвящала нас, слушателей 1 года обучения Магистерской Программы «Психоанализ и бизнес-консультирование», в содержание своего мини-курса «Развивающий коучинг». Выступать перед нами, неофитами, опьянёнными запахом типографской краски свежеотпечатанных студенческих билетов Вышки, особенно непросто: это немного погодя здоровые и необратимые сомнения и рефлексия расшатают сложившееся профессиональное самомнение, открыв дорогу квантовому скачку развития собственного психоаналитического Я, а пока мы если и уступаем преподавателям Магистерской Программы, то, право, совсем ненамного, это же очевидно…

Тем сложнее было испытание, выпавшее на долю Татьяны Башкировой и, забегая вперёд, хочу с радостью сообщить, что этот вызов она приняла с воодушевлением и восторгом, а справилась виртуозно и грациозно. Слайды презентации, на зависть героям старого советского анекдота, были сразу же про любовь, про ту её разновидность, которой мы ждали: любовь к глубоким смыслам, к не уяснимой на бегу чуткости коуча, к человечности и гуманизму в процессе создания безопасного рефлексивного пространства в отношениях «коуч – клиент», к предназначению и миссии нашей помогающей профессии. Равно как и формат «а поговорить?..», вызвавший массу самых разных вопросов аудитории – от содержания и структуры сеттинга до уместности и допустимости тех или иных интервенций с точки зрения результативности и этики – был выдержан госпожой Башкировой блестяще.

Что остаётся со мной и становится «моим» после этих насыщенных множеством открытий, порождающих время от времени тишину в аудитории, трёх дней? Много чего. Тема запроса клиента к коучу сама по себе задаёт уровень его развития и в состоянии сориентировать на ту или иную модель работы с клиентом (несформированное эго – сформированное эго – трансформированное эго). Начинающаяся в процессе аналитической работы с клиентом психологическая эволюция последнего – вещь мало контролируемая и в некотором смысле непредсказуемая. По этой причине Татьяна Башкирова призывает с большой осторожностью пользоваться в практической работе психометрическими инструментами, проявлять по отношению к клиенту максимально возможную деликатность, ведь консультирование стремится не столько к ускорению процесса осознания клиента, сколько к изучению и пониманию его мировоззрения, к призванию клиента к ответственности. В этом смысле коучинг работает как напоминание клиенту для слома привычки делать или не делать что-то.

То, что, по мнению Т.Башкировой, в самом деле приводит к результату работы – это собственно отношения с клиентом. Коуч, включаясь в процесс самоисследования клиента, возникает как новая личность, помогающая в нарождающемся интерполилоге открывать новое понимание клиентом себя, а это неминуемо требует партнерского взаимодействия двух людей и осознанного отречения аналитика от экспертной позиции. Подсознательное клиента сообщает ему ощущение доверия к коучу, и это вовсе не нечто рациональное. Подлинное любопытство, интерес и сопереживание коуча клиенту в состоянии помочь добиться удивительных результатов. Вот почему привычка многих начинающих коучей стремиться «что-то сделать», потому что во что бы то ни стало «нужно», отбрасывает их от достижения желаемого. «Не бойтесь провести с проблемой клиента какое-то время», - говорит Татьяна, - «не ограничивайте себя строго рамками какого-то метода. Чувствуйте клиента».

Заставили задуматься и слова госпожи профессора о том, что острые, проникающие (incisive) вопросы коуча скорее спешат умиротворить его собственные страхи о профессиональной недозрелости, состоящей в неспособности пользоваться такими мощными интрузивными инструментами. Можно вполне обойтись и без них, уверяет госпожа Башкирова: клиент должен прийти к решению через симбиотическую работу своих мини-Я, ведь только так возможно образование устойчивых интрапсихических связей клиента.

Что делать, если клиент выходит с запросом, мало или совсем не отвечающим этике? Показать, к чему может привести осуществление его намерения. Однако даже при этом не следует непременно заставлять человека меняться. Владелец проблемы – сам клиент, и если он не хочет обсуждать те или иные вещи, то всё, что мне надлежит сделать в этой ситуации как коучу – это закрыть неудобный вопрос. Более того – идём ещё дальше – коучинг – не панацея для всех без исключения вопросов клиента и – о, ужас! – в общем-то, принципиально – далеко не для всех людей… 

Неожиданной, даже парадоксальной прозвучала рекомендация Т.Башкировой не бояться снижать темп в ходе сеттинга. Клиент ценит уход от внешней жизни и ее темпа, от застрессованности и повседневной гонки. Уменьшение скорости речевой коммуникации улучшает результат общения коуча с клиентом. Способность слушать и сопереживать, иметь свободу фантазии в интерпретациях, а также мягкость и ненавязчивость коммуникации с клиентом – вот то, что, по убеждениям госпожи профессора, будет наиболее эффективным в работе развивающего коуча.

Мне очень бы хотелось спустя какое-то время снова встретиться с Татьяной Башкировой и из общения с ней уяснить, какое развитие мне удалось пройти за то время, что мы не виделись. В том, что ею задан незаурядный по силе импульс для моего и моих коллег профессионального становления – факт совершенно неоспоримый. Клинический, в общем-то, факт. И я уже по-товарищески радуюсь за неведомых пока никому первокурсников следующего набора, которым также, как и нам, удастся прикоснуться к такому источнику мудрости, опыта и профессиональной честности, как Татьяна Башкирова.



Репортаж подготовил: слушатель первого курса Магистерской программы Денис Лынник.