• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Встреча с Еленой Николаевной Ивановой , кандидатом социологических наук.

одним из первых в стране специалистов, анализирующих гражданскую журналистику и породившие ее социальные медиа с социологической точки зрения.

 Елена Николаевна Иванова – один из первых в стране специалистов, анализирующих гражданскую журналистику и породившие ее социальные медиа с социологической точки зрения. Только совсем недавно появилась классификация социальных медиа, предложенная ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals), согласно которой все множество сайтов, относящихся к этой сфере, от Facebook до ЯндексМаркета, от LovePlanet доFoursquare можно разделить на три группы: Public social media, Private social media и Market research social media. Не так давно сформировалась нетнография – разновидность этнографического исследования, в рамках которого изучаются спонтанные высказывания пользователей в интернет-среде.


Социальные медиа делают каждого человека, имеющего гаджет с фото- видеокамерой и выходом в интернет потенциальным журналистом. Это так просто и  доступно, что даже дети становятся журналистами – например, юная школьница из Великобритании Марта Пейн вела свой блог о еде в школьной столовой, чем спровоцировала широкую общественную дискуссию о качестве школьного питания (подробнее – http://www.lookatme.ru/mag/industry/industry-other/187103-marta-peyn-9-letniy-fudbloger-i-aktivist).




Конечно, не все используют внезапно оказавшуюся у них в руках силу медиа для того, чтобы говорить о социальных проблемах. Так, Елена Николаевна рассказала, что на Западе большим спросом пользуется beauty coaching, в рамках которого авторы, как правило, молодые девушки, делятся своими секретами красоты, а на Востоке огромную популярность имеют различные онлайн-игры в социальных сетях. Такое нежелание людей использовать социальные медиа для ведения общественно-политических дискуссий можно связать с переходом от социетализации к стейтефикации, о котором говорил Ю. Хабермас и который характеризуется уменьшением общественного участия в решении социально значимых проблем и усилением роли государства.

 

Тем не менее, сегодня есть так называемые гражданские журналисты – те, кто на своей личной страничке в Интернете делает посты, касающиеся не только автора, но и более широких групп людей и затрагивающие вопросы политики и социального устройства (например, А. Навальный, И. Харламов). Используя терминолигию А. Шюца, их можно назвать хорошо информированными гражданами. Они не являются суперкомпетентыми экспертами, но, в то же время, они стоят на порядок выше, чем обыватели, ориентированные на практическое знание. Хорошо информированные граждане имеют разумно обоснованные мнения в различных, интересных для них областях.  Но зачем им эти общественно-политические дебаты? Елена Николаевна отметила, что ведущую роль здесь играет стремление получить социальное одобрение и желание прирастить свой социальный капитал.

 

         Действительно, многих лидеров Болотной и Майдана упрекают в том, что они просто «пиарятся» и все их выступления в онлайновой и оффлайновой среде – не более чем способ прославиться. Возможно, отчасти это и так, но в любом случае для развития публичной сферы (если понимать ее как сферу открытых критических рациональных дебатов по общественно значимым вопросам) важно присутствие на публичных площадках различных точек зрения и социальные медиа дают нам такую возможность.

 

 

 

 

Видетских Дина, магистрантка СПСиСК