• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обязательная программа для молодых социологов

встреча студентов магистерских программ «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» и «Комплексный социальный анализ» с известным социологом Ильей Ефимовичем Штейнбергом, автором книги «Качественные методы в полевых социологических исследованиях»

25 февраля 2014 года на факультете социологии НИУ ВШЭ состоялась встреча студентов магистерских программ «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» и «Комплексный социальный анализ» с известным социологом Ильей Ефимовичем Штейнбергом, автором книги «Качественные методы в полевых социологических исследованиях».

В начале встречи преподаватель сравнил подготовку молодого социолога с фигурным катанием, отметив, что в ней можно выделить «обязательную» и «произвольную» части. К обязательному компоненту можно отнести навыки поиска проблемы, формулировки исследовательского вопроса, постановки целей и задач исследования, в то время как навыки установки контакта с информантом, различные техники ведения интервью относятся скорее к произвольному компоненту.


Именно формированию обязательных для исследователя навыков, в частности умению грамотно формулировать основной исследовательский вопрос, и была посвящена большая часть встречи, проходившая в формате тренинга, или, как определяет этот метод сам ведущий, в формате «длинного стола». В качестве примера была выбрана тема исследования одного из участников встречи Филиппа Артеменкова. Его исследование посвящено изучению эмоциональной работы социальных педагогов. На первом этапе участники встречи сформировали общий язык, основными критериями которого является однозначность и конвенциальность всех используемых понятий. На втором этапе, участники постарались ответить на четыре ключевых для каждого исследования вопроса – Что мы изучаем? Зачем мы это изучаем? Кого мы изучаем? Как мы это изучаем? Ответив на данные вопросы, применительно к теме Филиппа, участники перешли к третьему этапу, на котором они постарались сформулировать главный исследовательский вопрос исследования. Основной рекомендацией, которую дал И.Е. Штейнберг применительно к данному этапу, является поиск так называемых точек абсурда – непонятных для исследователя вопросов, ответы на которые кажутся очевидными для информантов. Для исследования Филиппа такой вопрос был сформулирован следующим образом – «Почему социальные педагоги производят эмоциональную работу, хотя согласно нормативным документам этого от них не требуется?» И на заключительном, четвертом этапе, участники постарались сами дать ответит на этот вопрос, чтобы сформулировать некоторые гипотезы, для объяснения такого противоречия. В частности, были высказаны гипотезы о том, что социальные педагоги выполняют эмоциональную работу как результат профессиональной социализации, как следствие разделяемых гендерных установок.

В результате занятия, был проведен критический анализ темы Филиппа, выработан основной исследовательский вопрос, который отвечает требованиям валидности, а также были сформулированы первичные гипотезы, то есть были пройдены все необходимые этапы подготовки исследователя к выходу в поле.


Филипп Артеменков, магистрант СПССиК