Трудности определения: почему мы часто понимаем под «бедными» разных людей?
3 марта прошло финальное занятие Лаборатории по исследованию разнообразия на тему «Бедность и социальное исключение». Научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ к.соц.н. Екатерина Слободенюк рассказала про основные подходы определения бедности.
Бедность – это понятие, которое связано с критерием уровня жизни. Он выражается в возможности индивидов удовлетворить материальные и духовные потребности. При этом существует несколько подходов, позволяющих провести черту между «бедными» и «небедными» людьми.
В оптике абсолютной бедности ключевую роль играют сторонние наблюдатели. Например, государство, международные организации или ученые-эксперты. Они определяют индикатор бедности, который соответствует актуальным целям и обстоятельствам. Он является абсолютным и ни с чем не соотносится, что отличает логику абсолютной бедности от логики относительной бедности, показатель которой вычисляется через сопоставление со средним уровнем жизни в определенной стране.
В свою очередь, субъективная бедность имеет кардинальные отличия. Ведь она определяется не по стандартизированным методикам, а по субъективным оценкам индивидами своих возможностей и границ бедности. Иными словами, человек может не считаться малоимущим в логике абсолютной или относительной бедности, но испытывать тревогу из-за своего текущего материального положения. Поэтому уровень субъективной бедности позволяет оценить социальное напряжение в обществе.
Разнообразие методик приводит к тому, что при разных подходах «бедные» – это не одни и те же люди. Они могут сталкиваться с отклонением от стандартного уровня жизни, но не испытывать нехватки в денежных средствах и наоборот. Различные методики нужно использовать с учетом задач реализуемой политики, которые не всегда решаются в рамках одной логики. Это касается и мер по решению проблем бедности. В одних случаях эффективной будет категориальная помощь, а в других – адресная.
По данным статистики, бедные все чаще стигматизируются обществом, что приводит к их социальному исключению. Ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Мария Ефремова рассказала, почему в обществе не так распространена помощь малоимущему населению. В ходе социально-психологического эксперимента выяснилось, что люди предпочитают помогать, если причины бедности являются внешними. Например, когда индивид попал под сокращения из-за банкротства компании. Если же он становится нуждающимся в силу внутренних причин, когда его увольняют, например, из-за системных опозданий, люди менее расположены к помогающему поведению. Это связано с потребностью веры в справедливый мир, где каждый получает то, что заслуживает.
На семинаре участники лаборатории обсудили, каким образом можно привлечь внимание людей к проблеме бедности. Важно показать, что оказываемая представителям малообеспеченных групп помощь имеет значение и может действительно привести к качественным изменениям. При этом с самой бедностью может столкнуться каждый вне зависимости от причин, внешних или внутренних. СМИ же должны ответственнее подходить к репрезентации малоимущих. Очень часто медиа способствуют формированию стереотипов, которые негативно сказываются на восприятии обществом представителей социально уязвимых категорий населения.
Автор: Екатерина Матвеева