• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Февраль

Трудности определения: почему мы часто понимаем под «бедными» разных людей?

3 марта прошло финальное занятие Лаборатории по исследованию разнообразия на тему «Бедность и социальное исключение». Научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ к.соц.н. Екатерина Слободенюк рассказала про основные подходы определения бедности.

Завершающее занятие Лаборатории по исследованию разнообразия

Завершающее занятие Лаборатории по исследованию разнообразия

Бедность – это понятие, которое связано с критерием уровня жизни. Он выражается в возможности индивидов удовлетворить материальные и духовные потребности. При этом существует несколько подходов, позволяющих провести черту между «бедными» и «небедными» людьми.

В оптике абсолютной бедности ключевую роль играют сторонние наблюдатели. Например, государство, международные организации или ученые-эксперты. Они определяют индикатор бедности, который соответствует актуальным целям и обстоятельствам. Он является абсолютным и ни с чем не соотносится, что отличает логику абсолютной бедности от логики относительной бедности, показатель которой вычисляется через сопоставление со средним уровнем жизни в определенной стране. 

В свою очередь, субъективная бедность имеет кардинальные отличия. Ведь она определяется не по стандартизированным методикам, а по субъективным оценкам индивидами своих возможностей и границ бедности. Иными словами, человек может не считаться малоимущим в логике абсолютной или относительной бедности, но испытывать тревогу из-за своего текущего материального положения. Поэтому уровень субъективной бедности позволяет оценить социальное напряжение в обществе. 

Разнообразие методик приводит к тому, что при разных подходах «бедные» – это не одни и те же люди. Они могут сталкиваться с отклонением от стандартного уровня жизни, но не испытывать нехватки в денежных средствах и наоборот. Различные методики нужно использовать с учетом задач реализуемой политики, которые не всегда решаются в рамках одной логики. Это касается и мер по решению проблем бедности. В одних случаях эффективной будет категориальная помощь, а в других – адресная. 

По данным статистики, бедные все чаще стигматизируются обществом, что приводит к их социальному исключению. Ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Мария Ефремова рассказала, почему в обществе не так распространена помощь малоимущему населению. В ходе социально-психологического эксперимента выяснилось, что люди предпочитают помогать, если причины бедности являются внешними. Например, когда индивид попал под сокращения из-за банкротства компании. Если же он становится нуждающимся в силу внутренних причин, когда его увольняют, например, из-за системных опозданий, люди менее расположены к помогающему поведению. Это связано с потребностью веры в справедливый мир, где каждый получает то, что заслуживает. 

На семинаре участники лаборатории обсудили, каким образом можно привлечь внимание людей к проблеме бедности. Важно показать, что оказываемая представителям малообеспеченных групп помощь имеет значение и может действительно привести к качественным изменениям. При этом с самой бедностью может столкнуться каждый вне зависимости от причин, внешних или внутренних. СМИ же должны ответственнее подходить к репрезентации малоимущих. Очень часто медиа способствуют формированию стереотипов, которые негативно сказываются на восприятии обществом представителей социально уязвимых категорий населения. 

 

Автор: Екатерина Матвеева