Интерактивное знакомство с публичной социологией
"Мы впервые за эти дни смогли проявить себя, получили практические задания" — такими словами описывали участники Зимней школы факультета социальных наук НИУ ВШЭ секцию магистерской программы "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций". 34 участника 3 и 4 февраля знакомились с публичной социологией в максимально интерактивном формате.
ВТОРНИК
Секция началась во вторник вечером с небольшого вступительного слова доцента Факультета социальных наук Наталии Иконниковой. Она вкратце рассказала участникам, что такое публичная социология, какова ее миссия, что изучают магистранты и чем занимаются выпускники.
Чтобы настроить участников на командную работу, сначала нужно было познакомить их между собой. Для этого были заранее приготовлены опросники с биографическими фактами из студенческих резюме, а также с забавными вопросами об их стиле жизни. Участникам предстояло найти ответы на вопросы, опросив как можно большее количество людей. Первый заполнивший анкету получил ценный приз от организаторов.
Впереди участников ждала серьезная работа. Группа поделилась на пять команд. Перед каждой поставили задачу: придумать актуальную социальную проблему и предложить программу ее исследования. Участники подошли к вопросу творчески и через 10 минут были представлены пять тем:
Следующая задача оказалась более сложной. Аспирант Варвара Полудина подготовила командам медиа-киты различных средств массовой информации (например, женского глянцевого журнала, сайта сторонников консервативной политической партии и т.п.). Участникам предстояло придумать, как представить результаты своего исследования через данные СМИ. Задача — тот еще орешек, ведь многие темы вскрывали проблемы, неприятные для редакторов, целевой аудитории или государства. Как раз тот случай, когда правда глаза колет. Помимо этого, участники должны были презентовать свои проекты аудитории и членам жюри, в которое вошли по одному представителю от каждой команды. Жюри выставляло оценки по трем критериям: актуальность проблемы, медиа-стратегия и мастерство презентации.
В ходе презентаций участники осознали, насколько это сложно — представить результаты своего исследования широкой публике и не "прогнуться" под редакционную политику, не исказить и не скрыть часть результатов. Каждый из проектов вызвал оживленную дискуссию в зале.
Жюри присудило победу команде с проектом публикации материала о лицах без определенного места жительства в вымышленном издании The City — гиде по клубам, ресторанам и кинотеатрам с аудиторией молодых, активных читателей с доходом выше среднего. Участники команды основательно погрузилась в проблему, поэтому придумали себе название "Маргиналы". Несмотря на сложность задачи, ребятам удалось найти формат и слова, которые заставят представителей целевой аудитории обратить внимание на проблему бездомных.
После кофе брейка участников ждал мастер-класс по доступу в "трудное поле". В презентации Наталия Иконникова представила несколько кейсов реальных исследований, например, проводившихся на Северном Кавказе.
Участники, вооружившись новыми терминами и методиками, должны были придумать способ входа в поле применительно к своим проектам. Необходимо было найти "гейткипера" (человека или группы, обеспечивающих доступ к изучаемым людям), продумать подстерегающие опасности (в том числе вполне реальные случаи агрессии и непонимания задач социологов), описать процесс сбора данных и предложить площадки для публикации результатов исследования. Вновь ребята проявили свою креативность. Некоторые команды ошибались, например, забывали про часть "поля", планируя исследование. Но в этом и была суть интерактивного формата работы — участники пробуют, ошибаются, делают выводы, учатся.
Завершение трудной работы было и символическим, и «сладким» всем участникам мастер-класса были вручены специально сделанные для Зимней школы имбирные пряники — конечно, с изображением пламенного сердца публичного социолога и надписью "I love public sociology"!
СРЕДА
Утром в среду перед участниками Зимней школы выступил руководитель программы "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций", профессор Никита Покровский. Его речь была наполнена метафорами, которые должны были объяснить бакалаврам предназначение публичной социологии: "Это социология, которая обращена к обществу". Также профессор Покровский сравнил социологию с медициной и выразил мнение, что каждому необходимо иметь представление о состоянии здоровья общества, в котором мы живем. Публичная социология пытается донести это знание до общественности на понятном языке через средства массовой коммуникации.
После короткой социологической игры и презентации рекламных роликов магистерской программы (созданных самими магистрами в качестве учебного задания), участники Зимней школы получили возможность услышать success-story выпускников.
Игорь Михеев рассказал о том, как в работе специалиста по избирательным технологиям востребовано социологическое понимание общества, системное мышление, навыки работы с большими массивами данных и командной работы. Антон Далецкий пригласил будущих и действующих магистрантов пройти практику в области фандрайзинга и экспертной деятельности во взаимодействии с государственными органами и некоммерческими организациями.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
Константин Вернигор (РГСУ): "Мне очень понравилось интерактивное взаимодействие, которое проводила Ваша магистерская программа в рамках мастер класса - это было действительно что-то новое и свежее. Неординарные задания и работа в мини-группах помогли больше раскрыть горизонты собственного социологического воображения и поспособствовали сближению друг с другом. Ваш мастер-класс стал одним из моих самых ярких впечатлений от Зимней школы НИУ-ВШЭ, спасибо Вам за это!)"
Русана Яковлева (Белорусский государственный экономический университет): "Что есть Зимняя школа НИУ ВШЭ для меня? Это, когда ты получаешь массу удовольствия от встречи и общения с людьми, чьи работы и статьи ты читаешь постоянно. Вдохновляешься от увиденного и услышанного, и уже стремишься к их уровню, статусу и успеху.
Зимняя школа – отличная возможность для коммуникации с ровесниками из различных городов и университетов. Для меня, как студентки из Беларуси, было полезным поработать, пообщаться, поделиться и обменяться опытом с ребятами из самых разных уголков России. Что и здорово! )
И наконец, в ходе данного мероприятия можно узнать все об обучении, работе НИУ ВШЭ. Самое главное — ознакомиться подробней с магистерскими программами университета, пообщаться с магистрами и выпускниками, и определиться с выбором программы для себя.
P.S. Благодарю! Было классно ) Теперь я знаю, к чему стремиться. Спасибо всем, кто к этому причастен!"
Александр Белов (Ивановский государственный университет): "Очень понравилось, что ЗШ участники на самом деле интересуются социологией, философией, даже другими не социальными науками, было интересно общаться. Это, наверное, не первостепенная задача для организаторов, создать «кружок» социологов, но некоторые участники отметили, что приятно удивлены атмосферой, в которой любая социологическая теория оживлялась в обсуждении. Очень понравился интерактивный мастер-класс публичной социологии, нам не хватало работы в группах и большей вовлеченности в мастер-классы. В ЗШ я впервые послушал лекцию на английском языке не с экрана, безумно понравилось, хотелось бы еще, причем не только в ЗШ, но и в своем университете. Единственное, о чем я жалею, что не спросил у магистров, чем они занимаются сейчас, то есть узнать примеры исследований, потому что работают выпускники примерно в одних и тех же областях (маркетинг, наука, реклама, PR), а вот что сейчас они исследуют, никто не рассказал. Еще мы отметили отличную организацию всего мероприятия. И я уже сразу после приезда успел пригласить, как минимум одного человека в будущую ЗШ".
Анастасия Баранова (Алтайский государственный университет): "Я всегда знала, чего хочу от жизни, всегда ставила перед собой цели и успешно добивалась их. Но к концу обучения в своем университете у меня возникли сомнения насчет правильности выбранного мною пути. Как оказалось, такая проблема возникает у большинства из моих друзей и знакомых, которым приходится тратить силы и время на поиск себя и своей новой цели после окончания бакалавриата.
Я точно знаю, что мне очень повезло, ведь я побывала на Зимней Школе НИУ ВШЭ. Здесь я нашла себя. За те 5 дней, которые я провела среди студентов и преподавателей Высшей школы экономики, мой кругозор и знания в области социологии значительно расширились. Я очень благодарна организаторам за эту возможность узнать больше о "Вышке", познакомиться с замечательными студентами, которые ценят свой университет и своих наставников, познакомиться с преподавателями, которые ценят своих студентов и коллег.
Зимняя школа дала мне то, чего не смогли дать долгие годы обучения в других образовательных структурах. Для себя я выбрала направление "Социология публичной сферы". Теперь я знаю свою цель и буду делать все, чтобы достигнуть высот в выбранном мною направлении.
Спасибо НИУ ВШЭ, спасибо организаторам Зимней школы, спасибо всем, кто приехал и разделил вместе со мной это замечательное событие!"
Как показывает практика, многие участники Зимних школ в будущем становятся студентами Высшей школы экономики. Программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" планирует и в дальнейшем участвовать в подобных курсах молодого социолога, продвигая идеи публичной социологии при помощи новых интересных форматов.
И, НАКОНЕЦ, НАШИ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ....Дорогие магистранты программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций! Спасибо за отличную работу! Вы показали себя организованными профессионалами и успешными коммуникаторами, не забывающими о предназначении публичного социолога! Наша команда: Алексей Дурнов, Инна Кривченко, Яна Николенко, Анна Полякова, Александра Смирнова, Денис Тайлаков, Александра Пузырева.
Дорогие участники Зимней школы! Друзья! Всем огромное спасибо! Вы самые замечательные, креативные, позитивные и эрудированные ребята:) Надеемся, что из зимней школы вы почерпнули все самое важное и сможете использовать полученные навыки в дальнейшем:) Надеемся на скорую встречу!"