"...это звание как победа — какая-то глубоко внутренняя, но вдруг ставшая явной. Какое-то ощущение настоящести — многое в жизни бывает так-сяк, но вот здесь всё не зря..."
В сентябре мы рассказывали об итогах студенческого голосования и выборах лучших преподавателей Кафедры менеджмента инноваций 2020 года. По этому поводу решили сделать серию интервью с номинантами. Наш первый герой — Евгений Алексеевич Савелёнок. Поговорили о преподавании, интересах и о жизни.
Какие чувства вызывают у Вас такого рода достижения?
Что в преподавании самое прекрасное? То, что у тебя всегда есть слушатели, всегда есть кто-то, и не один, с кем можешь поделиться уж если не сокровенным, то тем, что тебя самого волнует. Сказать то, что думаешь. Мыслить вслух — большая роскошь во все времена. И если за это тебя еще хвалят — надуваешься как воздушный шарик. Но образование, конечно, не монолог, это диалог. А диалог, как известно, может быть только между равными. Это вопрос отношения к образованию, к университету и к студентам. Образование во многом — это ритуал, со своими правилами и церемониями. Вот по одному из правил так все здесь устроено, что преподаватель выбирает темы для диалога, и поэтому получается так, что он более подготовлен, и занятие более напоминает монолог. Но как только ты ломаешь этот шаблон, даешь возможность студентам самим ставить вопросы и находить на них ответы, тут и начинается диалог. И здесь уже у тебя появляется возможность научиться и что-то понять, здесь ты, скорее, не как на сцене, а как на ринге. Поэтому это звание как победа — какая-то глубоко внутренняя, но вдруг ставшая явной. Какое-то ощущение настоящести — многое в жизни бывает так-сяк, но вот здесь всё не зря...
Какое занятие для Вас, кроме семьи и работы, интереснее всего?
Семья — занятие куда более сложное и ответственное, а денег за него не платят, даже наоборот… Самый сложный вопрос во всех анкетах для меня всегда был и остается - хобби, интересы. Правду о том, что любишь, и самому-то порою страшно сказать… Последний раз я ответил на этот вопрос так — “люблю хорошие книги, осень, прогулки с семьей”. Смешно, но мне всегда хочется написать что-то про науку, но здесь мысли путаются — то ли вся наука, то ли только мои мысли в ней… Если убрать из списка семью (из вопроса), остаются книги и осень… В терминах занятий — видимо, читать книги и смотреть осень.
Чтение или музыка, что для Вас важнее?
Однажды, еще совсем на заре, я в порыве самоанализа решил сам про себя написать, что я умею делать. Вышло едва две строчки — читать и — уже тогда было сомнение! — немного писать… Можно было бы, конечно, добавить еще много чего, например, играть на фортепиано. Но играл я всегда куда хуже, чем даже писал… Так что ответ в пользу чтения, но не потому, что чтение лучше музыки, а потому, что чтение мне понятнее.
Кто такой оптимист по Вашему мнению?
Оптимистом может быть только очень добрый, и значит сильный человек, имеющий серьезное отношение к жизни и к миру в целом — только так можно не отвлекаться и не ворчать на его превратности.
Каким поступком в своей жизни Вы гордитесь больше всего?
Если считать собственно достижения, то в моей жизни, наверное, по Гамбургскому счету, всего одно — защищенная 20 лет назад под руководством моего учителя, заслуженного профессора МГУ им М.В. Ломоносова В.И. Маршева, диссертация. В диссертации я сказал то, что хотел, что считал, и сейчас считаю важным и правильным. Возможно, многие не согласятся, но диссертация — вещь абсолютно иррациональная, она ознаменовала для меня выход за пределы реальности, данной нам в ощущениях, в мир Логоса.
Как изменить мир к лучшему? Что Вы готовы сделать для этого?
В юности у меня была мечта — написать книгу, прочитав которую, люди, желательно во всем мире, перестали бы "обижать друг друга по пустякам", книгу, которая бы научила людей жить в добре и любви. Потом с течением времени мечта поистерлась, попутно выяснилось, что и Книга уже написана…Сейчас я не мечтаю написать одну книгу, но общий посыл, замысел как-то научить людей быть добрее, остался. Сделать невозможное нельзя. Можно только прожить ради этого жизнь. Изменить мир к лучшему невозможно, но можно это делать ежесекундно. Как? Очертить границы досягаемого для себя мира и, по примеру Ж. Руссо, сказать: “Это — моё”. И стараться возделать всеми способами именно этот кусочек мира — будь это купе в поезде, очередь на кассе или учебная аудитория. Образование – вот лучший инструмент улучшения мира, если мы понимаем образование в духе Ф.Ф. Гумбольдта, видевшего цель образования в “приведении индивидов реальной жизни к общим идеям человечества”. Делать людей более понятными друг другу — разве это не изменение мира к лучшему здесь и сейчас?
Савелёнок Евгений Алексеевич
Доцент Кафедры менеджмента инноваций