Высшая школа экономики поможет найти технологических чемпионов
Минэкономразвития запустило приоритетный проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров». Его участники — быстрорастущие компании среднего бизнеса — будут отобраны на основании рейтинга «ТехУспех», формированием которого в этом году занимается Высшая школа экономики. О проекте в целом и о том, почему государство обратило внимание именно на средние технологические компании, рассказывает директор Института менеджмента инновацийНИУ ВШЭ Дан Медовников.
От «газелей» к «скрытым чемпионам»
Долгое время государственная политика в инновационной сфере концентрировалась на поддержке стартапов или, в крайнем случае, малых инновационных компаний, и на «принуждении» крупного бизнеса. А вот середина из поля зрения пропадала: казалось, что такие компании, с одной стороны, уже выросли, и их опекать не надо, а с другой стороны, они недостаточно крупные, чтобы уделять им особое внимание.
На самом деле еще в 1980-х годах американский экономист Дэвид Берч обнаружил, что довольно большой вклад в рост экономики и особенно в создание рабочих мест вносят средние быстрорастущие компании, которые он назвал «газелями». Потом была серия работ разных авторов, которые постепенно стратифицировали слой средних компаний, которые демонстрируют не только быстрый, но и устойчивый рост в течение длительного периода, появились даже термины «ударопрочные» и «суперударопрочные» компании, и, как обнаружилось, именно последние, превращаясь из средних в крупные, приносят самую большую пользу национальной экономике. Постепенно также пришло понимание, что компании эти инновационные и, зачастую, технологические.
Цель — из средней по размерам национальной компании, имеющей устойчивые темпы роста и инновационный потенциал, сделать крупную компанию с глобальным позиционированием
Практически одновременно с Берчем немецкий исследователь Херманн Симон исследовал так называемый Mittelstand (средний немецкий бизнес) и тоже пришел к выводу, что в нем есть просто выдающиеся инновационные компании, являющиеся глобальными лидерами в своих нишах и демонстрирующие устойчивое развитие в течение десятков лет. Симон назвал их «скрытыми чемпионами».
Как государство заметило средний бизнес
Хотя исследователи описывали и изучали этот в высшей степени интересный тип бизнеса, у правительств целенаправленной политики в отношении таких компаний не было. Но в последние десять лет ситуация меняется, и все больше стран начинают запускать специальные программы по поддержке и «возгонке» этих компаний. Цель — из средней по размерам национальной компании, имеющей устойчивые темпы роста и инновационный потенциал, сделать крупную компанию с глобальным позиционированием, превратить ее в глобального чемпиона.
Госпрограммы запущены в скандинавских странах, в Голландии, в Великобритании. Особо популярными такие программы стали в Азии, лидером в этом плане можно считать Южную Корею, но этой темой занимаются и Сингапур с Малайзией, а последние два года похожая программа действует в Казахстане. Программа по поддержке «черных газелей президента» запущена в ЮАР.
В России специальной программы поддержки «скрытых чемпионов» не было, но был проект «ТехУспех», в рамках которого происходило рейтингование ведущих средних инновационных компаний России. Инициатором этого проекта были Игорь Агамирзян, ныне вице-президент ВШЭ, долгое время возглавлявший Российскую венчурную компанию, и Иван Бортник, бывший замминистра науки и глава Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, заведующий сейчас кафедрой в нашем институте. Методологию рейтинга верифицировал PwC.
Нашему институту было интересно поисследовать этот слой компаний, мы ими всегда интересовались, неплохо их знали. В 2015 году ВШЭ стала официальным партнером «ТехУспеха», а в нынешнем году мы выиграли тендер не только на исследования, но и на формирование самого рейтинга.
Для чего нужен «ТехУспех»
Рейтинг «ТехУспех» будет использоваться для отбора участников нового приоритетного проекта Минэкономразвития по поддержке частных высокотехнологических компаний-лидеров. По сути, задача состоит в том, чтобы помочь средним компаниям из рейтинга выйти на новый уровень. Будет произведена их многоэтапная экспертиза с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, которые могут помочь в решении проблем этих компаний. После одного раунда экспертизы будет отобрано около 60 компаний, с которыми затем эксперты проведут сессии анализа роста. В итоговый список участников программы Минэкономразвития войдут около 30 компаний.
Один из целевых показателей, например, состоит в том, чтобы в районе 2020 года появились компании с полумиллиардными и даже миллиардными в долларах оборотами
Условиями проекта обозначен ряд KPI, которым компании-участники должны соответствовать. Один из целевых показателей, например, состоит в том, чтобы в районе 2020 года появились компании с полумиллиардными и даже миллиардными в долларах оборотами. Также ожидается, что компании будут достигать роста во многом за счет экспортной активности, объем экспорта предполагается увеличить минимум в четыре раза. Это серьезный вызов. Те компании, которые не будут выполнять KPI, будут выбывать из проекта, на их место будут приходить другие.
Что мешает российским чемпионам
Занимаясь исследованиями, мы выявили основные барьеры, с которыми сталкиваются средние технологические компании в России. Первая группа барьеров связана с ограниченностью рынка — в России технологический рынок маленький, 1-2% мирового, не сильно развернешься, сложно отбить серьезные вложения в НИОКР. Выход — кратно наращивать экспорт, выходить на глобальный рынок, но средним компаниям в этом надо помогать, как это делают другие государства. Другая группа барьеров связана с финансированием: нет длинных дешевых денег, а они особенно важны там, где разрабатывается инновационный продукт. В России эти компании развивались, в основном, из собственных средств. Сегодня появились перспективные инструменты, например, кредиты Фонда развития промышленности, но его объем, 20 млрд рублей, недостаточен.
Третий блок проблем связан с генетикой компаний, унаследованной ими от более ранних стадий развития системы управления. Как правило, эти бизнесы создавали люди, вышедшие из советской научно-технической среды — ученые, инженеры, которые в девяностые годы решили заняться не торговлей и финансами, а сохранить научно-технический задел, школу, переведя их в бизнес. Зачастую СЕО таких компаний одновременно являются и их СТО — главными «технарями». Поэтому в компаниях часто отсутствует делегирование полномочий, не применяются современные технологии управления. На каком-то этапе это было допустимо, но по мере роста компании это становится проблемой.
На помощь могли бы прийти консультанты и менторы. Но одно дело, когда ментор приходит в стартап к неопытным людям, которые готовы его слушать, совсем другое — пытаться повлиять на образ мышления 50-летнего человека, который всё в этом бизнесе видел и выжил в этой мясорубке. Ментор тут должен быть эксклюзивный — выдающийся технологический предприниматель, построивший крупную компанию. Но в России таких единицы. Со средним менеджментом проще, его можно готовить более распространенными способами, например, мы под нужды средних технологических фирм формируем специальные треки в нашей магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании».
Что отличает российских чемпионов
В рейтинге «ТехУспех» хорошо представлены высокотехнологические отрасли, много компаний из сферы IT. Но если брать отраслевую разбивку, то больше всего в рейтинге компаний из сферы машино- и приборостроения, то есть из средней технологической зоны. Например, есть компания «Интерскол», которая постоянно попадает в наш рейтинг и имеет многомиллиардный оборот (в рублях). Так вот она производит дрели и перфораторы — и при этом не только занимает треть российского рынка, но и работает на азиатском и европейском рынках.
Если проследить хронологию создания компаний из рейтинга «ТехУспеха», то можно выделить два главных периода: пик пришелся на начало 1990-х годы, а затем еще один, меньший, всплеск был в начале нулевых (стартапы, созданные позже, пока не стали устойчивыми компаниями). На мой взгляд, это и есть золотой слой нашего инновационного бизнеса. И очень хорошо, что государство в лице Минэкономразвития наконец обратило на него внимание.