Студент магистратуры может найти любую поддержку – от экспертной оценки до финансирования проекта
Ратибор Коновалюк, директор по развитию АО МГК «Интехрос» (российский разработчик гидравлических роботов), выпускник магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» НИУ ВШЭ, в чем ведении находится лаборатория робототехники ВГУ в Воронеже, рассказал о своем опыте обучения.
До поступления в магистратуру я закончил бакалавриат НИУ ВШЭ, а за моими плечами был опыт работы в машиностроительной компании «Интехрос». Будучи вовлеченным в технические процессы машиностроительного предприятия у меня всегда возникал вопрос: как увязать инновационный процесс в компании с производством и продажами? Наиболее выигрышной стратегией я всегда считал создание хорошего продукта, который будет выгодно отличаться от конкурентов по его качественными и функциональными характеристиками, а это невозможно без непрерывного усовершенствования. В связи с этим у меня был интерес к мировым практиками управления инновациями. На этапе поступления выбрал основной целью получение практических знаний о том, как отстроены инновационные процессы на промышленных предприятиях.
– Занимались ли Вы сферой инноваций до поступления в магистратуру?
– Большая часть моего практического опыта связана с развитием новых направлений, в частности в области маркетинга и продаж, поэтому я представлял, как работает сфера инноваций в небольших промышленных компаниях, но взаимодействие с инвесторами и GR-менеджмент оставались чем-то мистическим.
– Что во время учебы было для Вас самым трудным?
– Понимание нюансов работы с инновациями на предприятиях: поскольку НИОКР в частном бизнесе затрагивает все департаменты и поиск новых решений для бизнеса всегда сложный компромисс, при котором не могут быть довольны все.
– Что Вы можете выделить во время учебы?
– Меня впечатлил масштабный подход к вовлечению компаний в учебный процесс: было много практиков, которые с удовольствием делились своими знаниями. По большому счёту, студент магистратуры может найти любую поддержку во время учебы – от экспертной оценки до финансирования проекта. А для своей текущей работы я считаю самыми востребованными оказались курсы по маркетингу, управлению инновационными процессами и защите РИД.
– Как менялись Ваши взгляды на сферу инноваций в России за время обучения?
– К концу обучения произошло отрезвление на предмет того, что «кто-то где-то всё придумал». В бизнесе огромного количество нерешенных вопросов, каждый из которых – это почва для инноваций.
В целом, изучение инноваций в магистратуре дало понимание, что одних управленческих навыков недостаточно для грамотного руководства разработками: чем больше технически вы погружены в вопрос, тем проще вам будет организовать его решение. Поэтому на втором курсе магистратуры я поступил на второе высшее в МГТУ им. Баумана на направление «робототехника и мехатроника» для получения технических знаний. Формат магистратуры прекрасно позволяет балансировать и получать два образования одновременно. Если бы мог переиграть, то пошел бы в Бауманку годом ранее одновременно с магистратурой НИУ ВШЭ.
– Сейчас огромное количество информации представлено в онлайне. На Ваш взгляд, почему даже в этой ситуации стоит выбирать именно университетское образование?
– «Самолёты не продают по телефону». До сих пор этот мир построен на личных встречах и живом общении: зачастую самая ценная информация узнается в коридоре после лекции.
Также сообщество сферы инноваций без сомнения немногочисленно в России и магистратура позволяет найти нужных людей. При этом, поскольку все понимают трудности данной сферы в сырьевой экономике – большая часть вопросов решается путём взаимовыручки задолго до коммерческого взаимодействия.