Исследователи выявили наиболее важные навыки в предпринимательском образовании
Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках серии «Современная аналитика образования» выпустил доклад «Обучение предпринимательству в вузах России и мира». По итогам обзора лучших зарубежных практик предпринимательского образования, авторы выявили 71 навык, который воспитывается в ходе такого образования. Для анализа исследователи отобрали 63 программы и курса из 44 университетов и 24 стран.
Самыми часто упоминаемыми навыками, которым обучают в рамках зарубежного предпринимательского образования, оказались командная работа (упоминается в 21 программе), устная и письменная коммуникация (14 программ), управление и критическое мышление (по 12 упоминаний). По 10 упоминаний набрали анализ, принятие решений и презентация в устной и письменной форме.
Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала создан в рамках Национального проекта «Наука» в 2020 году. Учредителями Центра выступили Высшая школа экономики, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Выявленные навыки в соответствии с концепцией «человеческого капитала» Гэри Беккера можно разделить на две группы – общие (командная работа; презентация в письменной и устной форме, убеждение, творческое мышление, принятие решений, проявление инициативы, критическое мышление и т.п.) и специфические (привлечение инвесторов; управление инновациями; управление человеческими ресурсами; подготовка бизнес-плана, финансовый и бухгалтерский анализ и др.).
Вместе с тем, авторы отмечают, что создатели программ не делают различий по обучаемым навыкам между студентами магистратуры и бакалавриата, а значит, предпринимательская программа должна давать опыт, навыки и знания, которые студент может применить и найти полезными независимо от получаемой специальности и ступени образования. Единого перечня навыков и курсов, которые должны обязательно входить в программу, также нет.
Что касается преподавателей, то критически важными оказываются следующие навыки: наличие предпринимательского опыта у преподавателя, погруженность в проблемную область (как минимум, с точки зрения интереса к новостям и разработкам). Обнаружено, что практики командной работы (например, «мозговой штурм») показывают наибольшую эффективность. Кроме того, важно наличие тесных рабочих контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры) – но здесь усилия должен предпринимать не только сам преподаватель, но и университет в целом.
В России в настоящее время отмечается бум предпринимательских курсов, но пока сложно говорить об устойчивом успехе, так как программ и курсов по предпринимательству не так много в университетах (по данным исследования GUESSS, Россия уступает большинству исследованных стран по доле студентов вузов, имеющих опыт прохождения курса по предпринимательству). Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring, GEM) представляет актуальные показатели России в сравнительной перспективе. Во-первых, Россия занимает предпоследнее место среди всех изученных стран по доле респондентов, указавших, что они видят хорошие возможности для запуска своего дела, а также по доле тех, кто считает, что в их стране легко начать бизнес (около 30%). Во-вторых, Россия занимает одно из последних трех мест среди всех изученных стран (всего около 50) по доле респондентов, отметивших, что у них хватает знаний, навыков и опыта для начала своего дела (около 35% против 65% в США).