«Даже если ты один раз запустил свой стартап, ты начинаешь во всем видеть возможности и тверже стоишь на ногах»
В этом году майнор «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», реализуемый кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, стал самым большим по количеству студентов. В сентябре искусство предпринимательства начнут изучать 500 учащихся из всех кампусов Вышки. А всего заявок было подано более 1700. Почему студенты с разных факультетов стремятся узнать бизнес-секреты, какие компетенции они получают на майноре и как выстраивают нетворкинг, новостной службе портала рассказала руководитель майнора, доцент Маргарита Зобнина.
Почему умение создавать стартапы актуально в 2021 году?
В рамках нашего майнора студенты создают и развивают свои бизнесы. Это тот опыт, который пригодится им в жизни вне зависимости от того, какую карьеру они дальше выберут. Если ты один раз запустил свой стартап, даже если ты делал в нем относительно простые вещи, то ты уже умеешь видеть возможности, и знаешь, как из них выстраивать бизнес, как зарабатывать. Это, во-первых.
Маргарита Зобнина
Во-вторых, этот опыт дает уверенность в себе, потому что ты знаешь, что если тебе надоест или не понравится корпоративная карьера, то ты всегда сможешь работать на себя.
В-третьих, студенты на майноре получают конкретные знания и навыки, важные для работодателя: опыт создания и развития продукта, вывода его на рынок и др. По сути, за первый год они делают все, что делает продакт-менеджер. Есть такой мем, что HR сразу после окончания университета требуют у выпускников уже 20 лет опыта. Это, конечно, шутка, но при этом компаниям действительно нужен опыт, подтверждающий, что выпускник что-то умеет, готов работать ответственно и т.д. Создание бизнеса на нашем майноре – это и есть подтверждение опыта, который так привлекателен для работодателя.
Компетенции, которые студенты получают на майноре «Стартап с нуля»:
Умение работать в команде
Problem-solving
Адаптивность
Креативность и инновационный подход
Лидерство
Ответственность за риски
Эмоциональный интеллект
Согласно исследованию PwC, компании, входящей в «большую четверку», именно эти навыки работодатели больше всего ценят в своих сотрудниках.
И, наконец, последнее: за свою жизнь современные студенты поменяют 5 разных карьерных треков. И один из них обязательно будет посвящен предпринимательству. Причем это может быть и самостоятельное предпринимательство, и внутрикорпоративное предпринимательство, когда сотрудник компании приходит с идеей и развивает ее в отдельное направление работы организации или продукт.
В чем секрет популярности майнора у студентов?
В первую очередь в том, что в рамках стартапа студенты развивают свои собственные идеи и строят из них бизнес: к концу первого семестра делают минимальный жизнеспособный продукт, второго – выходят на продажи. На втором году масштабируют бизнес и ищут инвесторов, если они нужны. То есть, проходят весь путь стартапа. Каждое занятие и задание – это шаг по созданию своего стартапа, ничего лишнего. Возможность реализовать свою идею очень мотивирует студентов: сейчас они осознанные, активные и самостоятельные.
При этом интерес к предпринимательству наблюдается не только в НИУ ВШЭ, но и в целом в России: по исследованию Global Entrepreneurship Monitor, у нас постепенно растет предпринимательская активность в возрасте 18-24: с 4% в 2014 году до 14,5% в 2019.
Предпринимательство – это про «рассчитывать на себя», вместо пассивной установки «вот приедет барин – барин нас рассудит»
Методически мы исповедуем активное обучение и проектный подход: обучение через деятельность. На майноре надо много работать, то есть надо реально пахать: задание есть на каждом занятии, никакой халявы, отсидеться на задней парте не получится. Об этом говорится в описании майнора, и я всегда еще раз акцентирую на этом внимание на первой лекции. И при этом на майнор есть высокий спрос. Так что когда кто-то говорит, что студенты ленивые и пассивные, я очень возмущаюсь – просто они знают, чего хотят и еще лучше знают, чего не хотят.
И, конечно, преподаватели майнора: постепенно мы собрали отличную слаженную команду, где каждый преподаватель – ролевая модель и при этом следует общей методологии. И студенты взаимны: средний СОП наших преподавателей – 4,6. При этом и внешние эксперты – представители фондов и предприниматели, которые приходят на питчи студентов, позитивно оценивают результаты.
Так что я связываю высокий спрос на майнор у студентов с интересом к теме, продуманной методологией и преподавательским составом.
Из девяноста майноров, предложенных студентам в этом году, «Стартап с нуля» стал самым большим по количеству записанных на него студентов – 500 человек. В пятерку также вошли: «Психология», «Основы прикладного программирования», «Менеджмент» и «Интеллектуальный анализ данных».
Суммарное количество заявок на «Стартап с нуля» составило 1721, то есть больше четверти первокурсников этого года хотели бы попасть на него. Среди записавшихся больше всего студентов из московского кампуса — 60%. На втором месте Санкт-Петербург — 16%, далее идут Нижний Новгород (14%) и Пермь (10%).
Мы стараемся, чтобы студентам было интересно и полезно и, кажется, у нас получается. Например, вот свежие результаты – первый курс майнора получил высокие оценки от студентов: лучший по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний».
Какие преподаватели работают на майноре?
Преподаватели собирались на основе опыта, готовности следовать общей методологии и личных качеств – в преподавательской работе они крайне важны. Студенты лучше учатся у тех, кому доверяют, поэтому очень важна искренность преподавателя со студентами, его цельность. Преподаватель не должен доминировать, иначе он задавит мотивацию, самостоятельность и активность, то есть все те качества, которые нужны предпринимателю. Кроме того, наших преподавателей объединяет вера в студентов, хорошее, доброе к ним отношение и желание помочь им развиваться: мы всегда на стороне учащихся. У нас сложилась отличная команда экспертов, я очень ценю каждого и счастлива работать с ними.
Сейчас мы расширяем преподавательский состав (ведь студентов стало больше): и это очень большой челлендж как управленчески, так и методически. Мы будем делать это за счет привлечения новых людей с практическим опытом, а преподаванию и методологии обучим – я обучаю преподавателей преподаванию предпринимательства на основе проектной деятельности с 2014 года, так что процесс отработан. Поэтому сейчас я с головой в поиске преподавателей с учетом наших требований и в создании процедуры комфортного онбординга для новых членов команды, чтобы обеспечить те же или даже более высокие качество и вовлеченность.
Помимо этого, мы расширяемся и на все кампусы, и я рада, что у майнора есть со-руководители от Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга: Михаил Назаров и Александр Кайсаров, которые руководили предпринимательскими майнорами своих кампусов до объединения.
Как выстроен учебный трек?
На лекциях мы даем задания, каждое из которых – шаг по созданию стартапа. После первого занятия, где рассказываем о том, как найти, выбрать и сформулировать идею для своего бизнеса, даем задание придумать идею бизнеса, на втором – собрать команду и распределить функции, на третьем – определить целевую аудиторию (ЦА) для своего проекта и т.д. Соответственно, мы, лекторы, даем инструменты, потом на семинаре проходит игра, в рамках которой студенты осваивают ее на практике. Например, есть такой инструмент, Customer development (клиентское развитие), он помогает лучше узнать своего потребителя, о нем мы рассказываем на лекции, после чего студенты играют в игру «Снежинки», где они как раз «проживают» процесс кастомер девелопмента. Затем им нужно уже самим сделать его для своего стартапа и получить обратную связь от преподавателя на практическом занятии.
На семинарах, в соответствии с методикой активного обучения, студенты играют в игры и решают кейсы. Они способствуют тому, чтобы теория максимально преобразовывалась в навык. Ведь если человек просто слушает, то эта информация не закрепляется, а большей частью уходит. Цитируя Конфуция: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Поэтому у всех семинаристов на майноре проходят игры по общей методике.
На практических занятиях, благодаря работе по трекшн-карте, фактически выстроен индивидуальный трек для каждого стартапа с учетом его отрасли и прогресса.
Есть ли примеры успешных стартапов студентов?
В 2020 году, даже несмотря на карантин с середины марта и до конца семестра, у 23 из 33 стартапов первого года обучения на майноре были продажи. В этом году 9 стартапов первого года майнора даже опередили план и начали продажи уже в первом семестре.
Так, например, стартап студентов факультета компьютерных наук и Высшей школы бизнеса Алексея Образцова, Александра Кондрашкина и Кима Мурашова LoyaltyLab привлек инвестиции от Moscow Seed Fund и The Untitled, а также обрел клиентов в лице МТС и сети супермаркетов «Виктория». На основе ИИ-алгоритмов LoyaltyLab подбирает для них покупателей, которые больше других подходят под решение конкретной задачи, и помогает сформировать релевантную конкретному получателю коммуникацию.
Аделина Хафизова с ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и Александра Степанова (ОП «Международные отношения») создали проект UnderTouch (экс-Bandi Duck) и уже в первом семестре майнора организовали собственное производство боди и начали продажи. Несмотря на то, что студентки разошлись с инвестором, на втором году майнора они сделали новую компанию по производству платьев и сейчас выпускают летнюю коллекцию.
Мигран Шароян, Иван Лютак, Александр Макиев, студенты с факультета социальных наук, ВШБ и МИЭМ, создали General Parking – приложение для поиска и бронирования парковочных мест и В2В-решение для управления парковками. Сейчас у команды пилотное внедрение продукта в здании НИУ ВШЭ на Покровском бульваре, так что, если вы приезжаете на Покровку на машине, то уже можете протестировать их приложение.
Какое будущее у майнора?
Будущее, как всегда, светлое, и мы работаем над этим. Разрабатываем сейчас инфографику и постеры для наших студентов, чтобы улучшить user experience майнора.
Я верю, что если преподаватель счастлив, то его бодрость и настрой передаются и студентам, поэтому буду работать над повышением комфорта преподавателей: мы планируем спрямить ряд бизнес-процессов и создать дополнительные инструменты для удобства преподавателей, чтобы работа была им в радость.
Помимо этого, мы готовим ряд работ: методическое пособие по преподаванию предпринимательства, кейсы для публикации в Case Center и работаем над исследованиями в области предпринимательского образования и предпринимательского мышления, в чем нам очень помогает профессор Александр Чепуренко в качестве научного руководителя-наставника.
Я планирую развивать наш майнор как сообщество. Чтобы, окончив его, выпускники не терялись, а продолжали получать поддержку и взаимодействовать. У нас собраны отличные, позитивные, активные люди, которые в будущем могут друг другу пригодиться, где бы они ни работали
Мы будем делать из майнора сеть для нетворкинга, я сейчас как раз планирую создание сообщества выпускников.
12 апреля 2021 года на встрече со студентами авиакосмических вузов премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что школы стартапов могут появиться в университетах. По мнению главы кабинета министров РФ, «стартапы и акселераторы должны быть рядом со студентами», а запуск собственного бизнеса может стать полноценной темой для дипломных работ. Михаил Мишустин сказал, что будет просить главу Министерства образования и науки Валерия Фалькова проработать возможность «создания школ стартапов и подходов, которые могли бы быть инкорпорированы в университеты».