Студенты программы проехали от Мюнхена до Берлина, чтобы узнать, как в Германии организовано религиозное образование
Студенты 2 курса, Анна Лазарева и Георгий Суханов, посетили Молодежные богословские встречи в Германии
С 27 октября по 3 ноября 2019 года рабочая группа «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» провела Молодежные богословские встречи в немецких университетах. Анна Лазарева написала небольшой отчёт о поездке, которым мы с вами с радостью делимся.
"Главной повесткой мероприятия в этом году стала проблема религиозного образования в школах Германии. Программа нашего пребывания была очень насыщенной и включала в себя большое количество различных встреч, бесед и экскурсий в трех городах Германии– Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Это был удивительный опыт знакомства со страной, с ее внутренним устройством, в частности, с различными проектами в сфере изучения и преподавания религии в школах и университетах Германии. Среди прочего, нам удалось побеседовать с д-ром Томасом Гранлау, руководителем главного отделения «Преподавание религии» Ординариата архиепископа в Мюнхене, с представителем Министерства по делам образования и культуры Баварии – д-ром Дитером Шютцем, а также с преподавателями кафедр евангелической, католической и православной теологии Мюнхенского университета, университета Эрлангена и Гумбольдского университета в Берлине.
Обобщая полученный опыт можно сказать, что в ходе поездки мы узнали о том, как преподается предмет «Религия» в школах Баварии и в Берлине, чем обуславливается наличие данной дисциплины в школьной программе, каким образом происходит подготовка кадров для преподавания предмета «Религия», как осуществляется взаимодействие государства и религиозных общин в Германии и т.д. Из всего вышеупомянутого лично для меня самым неожиданным и впечатляющим фактом оказалось то, что в Баварии «Религия» как обязательный для всех предмет преподается в течение всех 12 лет школы, по данному предмету учащиеся сдают экзамен, оценка за который выставляется в аттестат. Учитывая не столь успешный опыт введения соответствующего предмета в школах России, было особенно полезно узнать, как ситуация складывается в других странах, в частности, в странах Европы. Кроме того, отдельно стоит подчеркнуть то, каким образом происходит взаимодействие государства и церквей по вопросу реализации проекта религиозного образования в школах: помимо двух основных направлений предмета «Религия» (есть католические и протестантские классы), государство дает возможность удовлетворения нужды в религиозном образовании представителям иных конфессий, и в том числе тем, кто не причисляет себя ни к какой религии (для таких детей в школах Баварии предусмотрен курс «Светской этики»). Кроме того, если в классе набирается группа от 5 человек, исповедующих, например, ислам или православие, то для этих детей школы стараются найти квалифицированного преподавателя и организовать процесс обучения в соответствии с их конфессиональной принадлежностью. В то же самое время государство не вмешивается в процесс составления учебных планов, предоставляя церкви практически полную свободу в отношении регулирования и ведения данного предмета (государство имеет право вмешиваться в составление учебных планов в случае возможной пропаганды экстремистских взглядов со стороны представителей церкви). Оставаясь официально нейтральным по отношению к религии, государство гарантирует свободу совести и вероисповедания и осуществляет поддержку всех религиозных общин и институтов церкви, существующих на территории Баварии.
В заключении хотелось бы хотелось бы отдельно отметить прекрасную организацию нашей поездки: программа была очень интенсивная, благодаря чему удалось достаточно глубоко погрузиться в суть интересовавшего нас вопроса, ознакомиться с различными сторонами данной проблемы. Кроме того, на высшем уровне было организовано проживание и питание, участники встреч были обеспечены всем необходимым в течение всей поездки.
Кроме того, хотелось бы выразить огромную благодарность ОЦАД и ВШЭ за предоставленную возможность принять участие в данной поездке. Уверена, что приобретенные знания будут полезны мне и другим участникам в дальнейшей работе в сфере изучения религии, а новые знакомства станут источником не только дружественных, но и деловых связей по данному направлению исследований."
© Анна Лазарева, студентка 2 курса программы «Философия и история религии»