• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Критическое мышление и решение проблем"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху, характеризующуюся быстрыми переменами, сложными задачами и постоянным притоком информации, способность критически мыслить и точно решать проблемы стала важнейшим навыком. В динамичном мире современного бизнеса успех зависит не только от знаний из учебников и технических навыков. Это требует умения тонко ориентироваться в сложных задачах, принимать обоснованные решения и разрабатывать инновационные решения.В современной глобальной экономике предприятия сталкиваются с целым рядом многогранных проблем, от волатильности рынка до этических дилемм и технологических сбоев. Способность анализировать эти хитросплетения, распознавать лежащие в их основе закономерности и синтезировать информацию — вот что отличает исключительных профессионалов бизнеса. Критическое мышление — это не просто умение задавать вопросы; это умение задавать правильные вопросы, а затем анализировать сложные проблемы для принятия обоснованных решений.Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа и оценки событий и информации, интерпретации явлений, а также для последующего составления объективных выводов. Другими словами, это умение не принимать на веру все подряд, подвергать любую информацию осмыслению и делать правильные выводы.Критическое мышление — это нечто большее, чем просто глубокое размышление; речь идет о мышлении активном, систематическом и вдумчивом. Это способность анализировать информацию, оценивать аргументы и выносить обоснованные суждения. На этом курсе студенты научатся подвергать сомнению предположения, бросать вызов своим собственным убеждениям и подходить к проблемам с интеллектуальным любопытством. Критическое мышление является краеугольным камнем принятия обоснованных решений, эффективной коммуникации и обучения на протяжении всей жизни.Решение проблем лежит в основе инноваций и прогресса. Независимо от того, решаете ли вы сложные математические уравнения, социальные проблемы или личные задачи, способность решать проблемы эффективно и творчески бесценна. Этот курс познакомит вас с различными техниками и стратегиями решения проблем, от структурированных подходов до творческого мозгового штурма, что позволит вам уверенно и адаптивно подходить к решению задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение критического мышления имеет первостепенное значение из-за его всепроникающего влияния практически на каждый аспект профессиональной деятельности. Этот навык наделяет учащихся гибкостью ума и аналитическими способностями, необходимыми для того, чтобы ориентироваться во все более сложном и управляемом информацией мире. Критическое мышление — это разумное и рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, что делать или во что верить. Хороший критический мыслитель обладает способностью тщательно находить и исследовать информацию, понимать и оценивать аргументы и доказательства, а также использовать их для вынесения обоснованного суждения. Основная цель курса - развить способность студентов стать хорошими критическими мыслителями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Улучшенные навыки критического мышления: Учащиеся разовьют повышенную способность критически анализировать информацию, оценивать аргументы и выявлять логические ошибки. Они научатся подходить к проблемам и решениям с более проницательным и аналитическим складом ума.
  • Повышение уровня владения навыками решения проблем: Цель курса – представить студентам набор методов и стратегий решения проблем, получение практических знаний по анализу сложных проблем, выявлению первопричин и по разработке эффективных решений.
  • Повышение информационной грамотности: учащиеся получат практические навыки по определению заслуживающих доверия источников и исключению ненадежных. Они научатся оценивать доказательства, распознавать предвзятость и выносить обоснованные суждения при получении информации в различных контекстах.
  • Улучшенные коммуникативные навыки: Критическое мышление и умение решать проблемы тесно связаны с эффективным общением. Учащиеся улучшат свою способность четко формулировать свои мысли, приводить убедительные аргументы и вступать в содержательные дискуссии с другими.
  • Инновации и креативность: Курс развивает креативность, поощряя студентов искать нестандартные решения, мыслить без предвзятостей и шаблонов, подходить к проблемам учитывая разные точки зрения. Курс направлен также на развитие способности генерировать инновационные идеи.
  • Адаптивность и обучение на протяжении всей жизни: Курс содействует развитию мышления, ориентированного на адаптивность и непрерывное обучение. Студенты будут лучше подготовлены к процветанию в быстро меняющемся мире, адаптируясь к новой информации, к технологиям и вызовам.
  • Улучшение процесса принятия решений в повседневной жизни: курс позволит студентам принимать более обоснованные и рациональные решения в своей личной жизни, от финансовых решений до решений, связанных со здоровьем
  • Повышенная уверенность: По мере того, как учащиеся приобретают больше знаний и опыта в области критического мышления и решения проблем, они обретают уверенность в своей способности решать сложные задачи, принимать решения и ориентироваться в сложных ситуациях.
  • Подготовка к профессиональным ролям: Эти навыки жизненно необходимы в работе руководителей в бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях и других секторах экономики. Курс готовит студентов к тому, чтобы они стали эффективными лидерами, способными решать сложные проблемы и принимать стратегически верные решения.
  • Принятие этических решений: Учащиеся получат более глубокое понимание этических дилемм и способность принимать морально обоснованные решения. Они научатся учитывать более широкие последствия своего выбора для общества, заинтересованных сторон и своих собственных ценностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в критическое мышление
  • Основы логики и аргументации
  • Анализ и оценка информации
  • Процесс принятия решений
  • Решение проблем и поиск решений
  • Барьеры и когнитивные искажения
  • Этика и моральные аспекты
  • Креативное мышление
  • Применение в профессиональной сфере
  • Интерпретация полученной информации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа: Эссе
    Исследовательская работа в форме эссе выполняется каждым студентом индивидуально или в паре, согласно рекомендациям, публикуемым для сведения студентов. Корректировка тем допускается по согласованию с преподавателем семинаров. При написании работы рекомендуется опираться на рекомендованную литературу (как основную, так и дополнительную), а также самостоятельно подобранные источники (рекомендуется использовать академические источники, если обратное не обосновано задачами исследования). Объем работы 10.000 - 11.000 знаков (с пробелами). Использование ИИ (далее- искусственного интеллекта) генерации текста без авторской обработки не допускается. В случае использования ИИ в работе обязательно отмечается в тексте работы. Формат проверки авторства - на усмотрение преподавателя (автоматизированные ресурсы content-checking, экспертная оценка, собеседование с автором и т.п.). За работы, не прошедшие проверку авторства, выставляется оценка 0 баллов. В случае копирования статей Википедии выставляется оценка 0 баллов
  • неблокирующий Экзамен
    Курс не предусматривает освобождения студентов от экзамена. Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Экзамен проводится в компьютерных классах НИУ ВШЭ. Продолжительность экзамена - 1 час. По ссылке на проведение экзамена необходимо подключиться до его начала. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале). В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о повторной сдаче экзамена.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активное участие в дискуссии Ответы на вопросы в ходе лекций Участие и вопросы представителям компаний, которые выступают во время обучения с лекциями перед студентами
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Практическая работа: Эссе + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809
  • Непряхин, Н. Ю. Анатомия заблуждений: большая книга по критическому мышлению / Н. Ю. Непряхин. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. - 578 с. - ISBN 978-5-9614-3144-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220201
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 25105 - М. Ермакова; Н. Непряхин; Н.Непряхин; Р. Александров; Т.Пащенко - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - 9785961483482 - Альпина.Дети - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/25105
  • Гни свою линию : приемы эффективной коммуникации, Непряхин, Н. Ю., 2022

Авторы

  • Тимаков Валентин Витальевич
  • Киселев Станислав Вячеславович