Потепление и центробанки: пришло ли время озеленять денежно-кредитную политику
Должны ли центробанки включиться в борьбу с глобальным потеплением? Как они могут это сделать? Не потеряют ли они при этом своей независимости? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты Клуба экономической политики ВШЭ.
Клуб экономической политики ВШЭ представил доклад профессора экономики в Ecole Normale Supérieure Paris — Saclay (Франция), научного руководителя Международной лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Убера Кемпфа «Озеленение денежно-кредитной политики. Почему? Когда? Как?».
Докладчик убежден, что центробанки имеют право и должны более серьезно противодействовать климатическим изменениям, поскольку глобальное потепление ведет к дополнительным расходам и рискам для финансовой сферы и экономики в целом. Например, повышение уровня моря создает риски для отраслей хозяйства, находящихся на прибрежных территориях, подвергающихся наводнениям, а также сельского хозяйства и пищевой промышленности. По мнению профессора Кемпфа, центробанки могут повлиять на ситуацию. Для этого они должны модифицировать денежно-кредитную политику (ДКП), не подвергая опасности макроэкономическую стабильность.
Он считает, что сейчас регуляторы не уделяют должного внимания климатической повестке. Недавно управляющий Банком Франции отметил, что климат не входит в сферу его ответственности и банк не может финансировать низкоуглеродные сектора в ущерб другим. Однако во время пандемии центробанки не были нейтральными и вливали ликвидность в определенные отрасли, поэтому эти возражения малодоказательны.
Денежно-кредитная политика должна учитывать глобальное потепление, пришло время озеленять ДКП, причем уделять ключевое внимание возможности ее влияния на его замедление
В контрактах между центробанками и коммерческими банками следует прописывать премии или штрафы при выдаче последующих кредитов компаниям, действующим в низкоуглеродных проектах или углеродоемких отраслях.
«Я не утверждаю, что центробанки должны играть ведущую роль в борьбе с глобальным потеплением, но они должны участвовать в ней, поскольку они являются ориентирами для действий финансовой системы и пользуются общественным доверием», — подытожил Убер Кемпф.
Юрий Симачев
Модератор клуба — директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачев отметил, что дискуссия об элементах озеленения ДКП и возможном участии в нем центробанков продолжается. Не все страны намерены менять под влиянием климатической повестки денежно-кредитную политику в ближне- и среднесрочной перспективе.
Олег Вьюгин
Профессор факультета экономических наук ВШЭ Олег Вьюгин отметил, что меры против изменения климата не должны снижать потенциала влияния центробанков на макроэкономическую ситуацию и их способности в борьбе с инфляцией. Центробанки, полагает он, могут способствовать озеленению экономики через инструменты ДКП, прежде всего через дифференцированную оценку рисков займов и резервирования средств по кредитам. «Это самое главное, что может делать ЦБ, это не влияет на его миссию контроля за инфляцией, но косвенно стимулирует переток капитала из традиционных кредитов в зеленые», — сказал Олег Вьюгин. Однако, подчеркнул профессор ВШЭ, большее значение в борьбе с глобальным потеплением имеют решения правительства, в том числе налоговые, способные перенаправить денежные потоки в зеленые отрасли.
Зампред Банка России Алексей Заботкин назвал ключевой задачей ЦБ адекватный учет рисков вследствие изменений климата, сохранение финансовой и ценовой стабильности, несмотря на их влияние.
Главной сложностью в прогнозах он считает отсутствие сопоставимых исторических данных о воздействии климатических изменений на экономику и сложности расчета влияния антропогенных факторов на потепление, а также продолжение дискуссии в среде климатологов. Зампред ЦБ уверен, что уместны рассуждения о зеленом финансировании, но не о зеленых деньгах. Результаты нестандартной ДКП последних лет пока неясны, ее влияние проявится через некоторое время. Кроме того, новые приоритеты в отношении зеленых проектов могут привести к выходу ЦБ за рамки своих полномочий.
Когда центробанки начинают давать деньги и кредиты по разным ставкам под разные активы, они вторгаются в бюджетную политику. Только парламент решает, каков должен быть размер субсидий на зеленую деятельность
Если это возложить на ЦБ, парламент потребует надзора за ДКП, подытожил Алексей Заботкин. А это, в свою очередь, ослабит независимость регулятора. Поддерживать климатические проекты, по его мнению, следует прежде всего через субсидии правительства, а ДКП должна меняться вследствие соответствующих законодательных и бюджетных реформ.
Главный советник гендиректора Российского энергетического агентства Владимир Дребенцов подчеркнул, что у климатологов сложился консенсус о ходе глобального потепления и ключевом значении антропогенных факторов.
Для России изменения климата несут большие риски. Речь идет, например, об опережающем росте температуры в Арктике. Другой проблемой для нашей страны может стать энергопереход. Снижение потребления ископаемых ресурсов в мире создаст серьезные риски сокращения доходов и приведет к необходимости снижения энергопотребления. Темпы технологической революции могут потребовать структурных реформ уже в ближайшее время. При этом энергопереход неизбежен из-за стремления не только Европы, но и Китая, который за счет новых технологий хочет достичь экономического лидерства в мире и снизить зависимость от ископаемых источников энергии. Китай уже сейчас лидирует по производству электромобилей и аккумуляторов для них.
«Где есть поле для самостоятельных действий ЦБ? Мы знаем, что одна из проблем экономики — медленный рост производительности труда. Если есть проблема модернизации, возникает вопрос денежно-кредитной политики: смягчится ли она или сохранится, чтобы не финансировать неэффективные проекты», — отметил Владимир Дребенцов.
Михаил Аким
Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким считает, что борьба с глобальным потеплением будет эффективной только при масштабных вложениях в развивающиеся страны, где расположены 60% «грязных» производств. Также важно правильно определить баланс перехода к зеленым технологиям. Например, переход к органическому земледелию требует больше воды и может сократить площадь лесов. Также требует уточнения соотношение углеродного следа обычных и электромобилей: сколько выбросов происходит при производстве аккумуляторов и их утилизации, каково происхождение используемой ими электроэнергии.
Олег Замулин
Директор Центра макроэкономических исследований Сбера, профессор департамента теоретической экономики ВШЭ Олег Замулин уверен, что центробанки должны учитывать зеленую повестку и готовиться к кризисам, вызванным природными факторами.
ЦБ надо анализировать риски энергоперехода для ключевых отраслей отечественной экономики и разрабатывать меры реагирования
Активная политика по снижению этих рисков и темпов глобального потепления требует в первую очередь изменений в бюджетной политике и серьезной корректировки налогообложения. Но любые изменения в этих сферах — прерогатива парламента и правительства.
Убер Кемпф в ответном слове отметил, что стремился рассказать об ответственности и роли центробанков в борьбе с глобальным потеплением и полномочиях ЦБ в этой сфере. «Готов повторить: я не отвожу центробанкам исключительной роли. Главными акторами должны быть власти, правительства, налогово-бюджетная политика, но я все-таки думаю, что и центробанки могут внести свою лепту», — сказал профессор. Сейчас, когда центробанки не учитывают возможные последствия глобального потепления, они фактически субсидируют отрасли с интенсивным выделением углерода. По мнению Убера Кемпфа, важно, чтобы озеленение ДКП не привело к искажениям и созданию чрезмерных преимуществ для низкоуглеродных проектов.
Есть разные способы действий: распределять кредиты или выпускать зеленые облигации. Предложение Убера Кемпфа — использовать ценовую и тарифную систему. «Это позволит не упустить основную цель ЦБ — борьбу с инфляцией. Мы можем работать, не создавая искажений», — уверен он.
В завершение дискуссии Юрий Симачев отметил важность создания стратегии энергоперехода и выработки понимания, стоит ли торопиться. Он также указал на высокие риски потери независимости центробанков в случае их глубокого погружения в климатическую политику. «При реаллокации ресурсов под любыми лозунгами, даже справедливыми и хорошими, возникает группа интересов, которая пытается этими ресурсами воспользоваться. Встает вопрос, насколько эффективно эти группы смогут ими воспользоваться. Важно также понимать, насколько прозрачны передовые технологии и анализ их углеродного следа», — резюмировал Юрий Симачев.
В обсуждении также приняли участие профессор Школы менеджмента Квебекского университета Ален Паке и руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, ведущий научный сотрудник Лаборатории анализа и прогноза экономических процессов ВШЭ Владимир Сальников.
Замулин Олег Александрович
Кемпф Убер