• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар наставника

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Семинар наставника" предлагается студентам магистерской программы "Системная и программная инженерия" (код направления 09.04.04 'Программная инженерия', траектории 'Системная и программная инженерия 23/24') департаментом программной инженерии факультета компьютерных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). Данный курс входит в число дисциплин модуля 'Ключевые семинары' рабочего учебного плана 1-го года обучения; по состоянию на начало 2023-2024 учебного года, семинар проводится в каждом из 4-х модулей в первом году обучения (квартиль 1 семестра A - квартиль 4 семестра B; 10 + 12 + 14 + 12 часов по модулям 1-4 учебного года, на русском языке). На 2-м году обучения семинар проводится в первых 3-х модулях (квартиль 1 семестра A - квартиль 3 семестра B; 8 + 12 + 20 часов по модулям 1-3 учебного года, на английском языке). Семинар можно рассматривать как курс, разработанный для того, чтобы помочь студентам выпускного уровня (магистратуры) приобрести знания и навыки, необходимые для успешного выполнения требований проекта/курсовой и выпускной работ как существенных частей плана обучения, понять место разработки программного обеспечения в процессе выполнения (разработка и реализация) проекта, выполнить поиск информации (стандарты, документация, публикации и пр.) по выбранной теме (темам), эффективно спланировать исследовательскую (проектную) работу, подготовить проектное (исследовательское) предложения (Project/Research proposal) в соответствии с заданным шаблоном, а также представить его в виде презентации, что связывается с той деятельностью, которая сопровождает специалиста практически на любом этапе его профессиональной жизни. Семинар предусматривает как занятия (обсуждения) в классе, так и, в большей степени, самостоятельную работу, относящуюся к рассматриваемым темам. Несмотря на небольшое количество запланированных часов, семинар проводится достаточно регулярно в течение и первого, и второго годов обучения. Отдельные темы обсуждения могут варьироваться в зависимости от вопросов, возникающих в процессе общения, и необходимости сделать акцент на тех или иных аспектах работы студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели семинара наставника заключаются в следующем: (1) представление и обсуждение основных особенностей проекта (курсовой работы), выполняемого студентами магистерской программы индивидуально (или в группе - возможность последнего варианта должно быть связано с решением руководителя программы), ключевых вопросов подготовки проектного предложения (Project Proposal) и написания итогового отчета, охватывающего результаты проекта, полученные в течение 1-го года обучения (1-я часть семинара, модули 1-4) и в течение 2-го года обучения (2-я часть семинара, модули 1-3). Цели обучения достигаются посредством использования сочетания "полулекционного" изложения материала/определенных тем (с использованием сопровождающих слайдов), обсуждения рассмотренных положений и идей со студентами, кратких устных выступлений самих студентов (рассказ о своих достижениях, планах, касающихся проектной деятельности), знакомства с рекомендуемыми источниками (статьи, стандарты, интернет-публикации) и самостоятельной работы, связанной с подготовкой проектного предложения (и отдельных частей проекта, что относится и к 1-му, и ко 2-му годам обучения), а также обязательными презентациями получаемых на определнных этапах выполнения работ результатов, (2) создание необходимой основы для более планомерной и успешной работы студентов над проектом, обсуждение возникающих вопросов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает особенности выполнения магистерской работы, особенности проводимого исследования, важность подготовки плана работы
  • Умеет эффективно использовать время для обсуждения деталей работы с потенциальными руководителями (менторами)
  • Понимает важность этапа систематизации того, что уже сделано по данной теме, может четко сформулировать особенности той работы, которую предстоит выполнить
  • Умеет использовать каталог электронных ресурсов библиотеки для поиска необходимых и полезных публикаций, связанных с тематикой работы
  • Способен определить те национальные и международные стандарты (IEEE/ISO/IEC), которые необходимо (можно) использовать при выполнении работы
  • Понимает особенности написания аннотации работы (Abstract), её составные части
  • Понимает значимость и необходимость планирования встреч с руководителем проекта (ментором)
  • Понимает необходимость четкого формулирования цели работы (aim) и решаемых задач (objectives)
  • Способен представить четкий план работы (проекта), понимает необходимость периодической проверки соответствия выполняемой работы этапам подготовленного плана
  • Понимает необходимость выполнения всех поставленных задач (objectives), что должно привести к получению конкретных измеряемых результатов
  • Понимает и умеет применять на практике ключевые (SMART) критерии при постановке и проверке выполнения задач работы (проекта)
  • Понимает системность проводимой работы (исследования), границ исследования и взаимосвязей отдельных этапов работы
  • Понимает особенности структуры проектного (исследовательского) предложения (Project Proposal), умеет подготовить четкий и понятный текст каждого из его разделов
  • Умеет наглядно и четко представить результаты подготовленного проектного (исследовательского) предложения (Project Proposal) в виде презентации, может уверенно отвечать на поставленные вопросы, вести полемику
  • Умеет наглядно и четко представить частичные результаты (отдельные полностью завершенные разделы) курсовой работы (проекта) в виде презентации, может уверенно отвечать на поставленные вопросы, вести полемику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обсуждение: Что на самом деле означает "магистерская диссертация (работа)"? Разница между магистерскими и бакалаврскими диссертациями.
  • Обсуждение: Почему студентам магистратуры важно критически подходить к чтению литературы (источников) и написанию текста; работа со ссылками.
  • Обсуждение: Планирование проекта (работы): от интересующей темы к пониманию темы, от темы "в широком смысле" к сужению темы.
  • Обсуждение: Начальная часть диссертации (актуальность темы, проблема исследования, состояние проработки темы, объект диссертации, предмет исследования, цель исследования, формулировка гипотезы и т.д.).
  • Обсуждение: Тематика проекта - практическая (ориентированная на продукт) и исследовательская; от постановки вопроса к решению проблемы.
  • Краткие презентации проектных (исследовательских) предложений (Project's Proposals).
  • Краткие презентации завершенных частей курсовой работы (проекта) 1-го года обучения.
  • Краткие презентации отдельных частей выпускной работы (маг. проекта) 2-го года обучения (2-й год проведения семинара)
  • Обсуждение: Понятие потребностей и требований. Отдельные аспекты инженерии требований (2-й год и частично 1-й год проведения семинара)
  • Обсуждение: отдельные аспекты подготовки текста выпускных работ (2-й год проведения семинара)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проектное предложение (курс. работа - текст) / PPtext
    подготовка текста Project Proposal; детали и требования обсуждаются во время семинарских занятий
  • неблокирующий Проектное предложение (курс. работа - презентация) / PPpres
    презентация подготовленного Project Proposal
  • неблокирующий Предзащита (часть завершенной курс. работы - текст) / FEtext
    Подготовка полностью завершенных частей итогового отчета (курсовая работа/проект 1-го курса)
  • неблокирующий Предзащита (часть завершенной курс. работы - презентация) / FEpres
    презентация
  • неблокирующий Предзащита (части завершенной выпускной работы - текст) / FE2text
    Подготовка полностью завершенных частей итогового отчета (выпускная работа/проект 2-го года обучения)
  • неблокирующий Предзащита (части завершенной выпускной работы - презентация) / FE2pres
    Презентация полностью завершенных частей итогового отчета (выпускная работа/проект 2-го года обучения)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - презентация) / FEpres + 0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - презентация) / FEpres + 0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - текст) / FEtext + 0.25 * Предзащита (часть завершенной курс. работы - текст) / FEtext + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - презентация) / PPpres + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - презентация) / PPpres + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - текст) / PPtext + 0.25 * Проектное предложение (курс. работа - текст) / PPtext
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.4 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - презентация) / FE2pres + 0.4 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - презентация) / FE2pres + 0.6 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - текст) / FE2text + 0.6 * Предзащита (части завершенной выпускной работы - текст) / FE2text
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developing effective research proposals, Punch, K. F., 2006
  • How to write reports and proposals, Forsyth, P., 2006
  • Oruc, A. Y. (2012). Handbook of Scientific Proposal Writing. Boca Raton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=934655
  • Proposals that work : A guide for planning dissrtations and grant proposals, Locke, L. F., 2000
  • Research projects and research proposals : A guide for scientists seeking funding, Chapin P.G., 2008
  • Research proposals : a practical guide, Denscombe, M., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brian Kennett. (2014). Planning and Managing Scientific Research. Netherlands, Europe: ANU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F059340E
  • Chapin, P. G. (2004). Research Projects and Research Proposals : A Guide for Scientists Seeking Funding. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164360

Авторы

  • Дегтярев Константин Юрьевич
  • Петрухина Анастасия Сергеевна