Выпуск-2018
Другие фотографии с церемоний вручения дипломов можно найти в фотогалерее
Настоящий и самый важный результат для факультета — это не рейтинги и не цифры, а его выпускники. Именно в них можно найти верный ответ на вопрос, зачем мы создали факультет компьютерных наук и что из этого получилось. Для ФКН этот учебный год стал особенным: выпустился первый набор бакалавров, студентов, с которых началась история нового факультета. Кроме того, первые дипломы получили выпускники магистерской программы "Анализ данных в биологии и медицине".
Они продвигали вперед машинное обучение и биоинформатику, побеждали на международных олимпиадах и хакатонах, создавали приложения, которые делают жизнь удобнее, приезжали в Москву из разных городов и ездили стажироваться в другие страны (и при этом не забывали про хобби и студенческую жизнь). Только недавно бакалавры и магистры ФКН получили свои дипломы, но уже сегодня одни выпускники уехали работать за рубеж, другие готовятся к PhD в ведущих университетах мира, кто-то уже работает в известных компаниях, а кто-то продолжает заниматься своими проектами и исследованиями. Но это только начало.
«Лично мне ФКН дал четкое представление о том, чем я хочу заниматься по жизни, а именно прикладным машинным обучением и анализом данных в индустрии, и я счастлива, что обрела профессию, в которой мне хочется развиваться».
Читать интервью
– Это была уже вторая стажировка в Google, и меня пригласили без собеседований, потому что я хорошо прошла первую и получила положительный отзыв руководителей. У меня был проект по NLP, в котором я занималась усовершенствованием парсера Assistant. Через него проходят все запросы пользователей голосовому помощнику. А именно я реализовывала функциональность, позволяющую интерпретировать синонимичные запросы к тем, которые уже обрабатываются ассистентом корректно.
Какими проектами ты занималась в Яндексе? Помогало ли тебе это в учебе или было сложно совмещать?
– В Яндекс я пришла на 4 курсе на стажировку в Дзен после всех летних стажировок. Я работала там в течение учебного года и совмещала работу одновременно с дипломным проектом. То есть в своем дипломе я разрабатывала и описывала методы, которые применяла для рекомендательной системы в Дзене. Это был также командный проект, и нам удалось улучшить точность рекомендательной системы на 6%. Совмещать работу с учебой было несложно, так как в моем случае они были сильно связаны.
Чем отличается ФКН от всех других факультетов и что для тебя значит быть его выпускницей?
– Общаясь со своими друзьями из других вузов и факультетов, я поняла, что однозначно сделала для себя лучший выбор, пойдя на ФКН. Мы были первым набором, поступление сюда было большим экспериментом, потому было непонятно, чего ждать от новой программы. Однако, мне кажется, что эксперимент оказался очень удачным. Я выпустилась с уверенностью, что все те практические знания и навыки, которые дал мне факультет, будут востребованы в моей профессии, и, благодаря им, я смогу разобраться с любыми новыми задачами. Лично мне ФКН дал четкое представление о том, чем я хочу заниматься по жизни, а именно прикладным машинным обучением и анализом данных в индустрии, и я счастлива, что обрела профессию, в которой мне хочется развиваться.
Алексей Миронов,
"Анализ данных в биологии и медицине"
Алексей занимается исследованиями в области NGS, участвовал в международной конференции по биологии и биоинформатике NGS-2018 в Барселоне. До магистратуры отучился на экономическом факультете МГУ и работал в консалтинге. Поступил в аспирантуру Сколтеха, где продолжит заниматься биоинформатикой.
«Однажды на “Постнауке” я увидел Михаила Сергеевича Гельфанда, который рассказывал о центральной догме молекулярной биологии и мне понравилось. Я продолжил интересоваться этой темой, читать литературу, потом наткнулся на иммунологию и заинтересовался еще больше. А потом я узнал, что Михаил Сергеевич открывает программу по биоинформатике в Вышке».
Читать интервью
Почему ты выбрал магистратуру “АДБМ”? У тебя уже был биологический бэкграунд?
– Нет, мой опыт до магистратуры был совсем не связан с биологией. Я учился в МГУ на программе «Математические методы анализа экономики». Потом закончил бакалавриат и на последнем курсе начал работать в одной из крупных консалтинговых компаний. Год после окончания я никуда не поступал и продолжал работать. Однажды на “Постнауке” я увидел Михаила Сергеевича Гельфанда, который рассказывал о центральной догме молекулярной биологии и мне понравилось. Я продолжил интересоваться этой темой, читать литературу, потом наткнулся на иммунологию и заинтересовался еще больше. А потом я узнал, что Михаил Сергеевич открывает программу по биоинформатике в Вышке.
Насколько сложно было, не имея биологического образования, поступить и, что главное, учиться? Пришлось ли заниматься дополнительно?
– Основные знания по биологии нам очень хорошо дали на первом году учебы, на курсе Степана Денисова. Также я брал дополнительные биологические курсы в Сколтехе.
Чисто компьютерные навыки, программирование, анализ данных, у тебя уже были или тоже нужно было осваивать в процессе?
– Этим мне приходилось много заниматься на работе, я был в отделе, который занимается разработкой программ по автоматизации, и анализ данных там тоже присутствовал.
Чтобы ты назвал своим главным достижением как исследователя за эти 2 года?
– Думаю, самое главное было в этом году — это поездка на конференцию NGS, посвященную методам секвенирования нового поколения, в Барселону. Это одна из топовых конференций по биоинформатике. Я выступал там с постером по своему магистерскому проекту, который выполнял его под руководством очень крутого нашего доцента Дмитрия Первушина.
Можешь рассказать об этой работе подробнее?
— Название магистерской звучит как «Анализ аберраций сплайсинга в транскриптомах тканей человека». Вот его суть. Есть гены, гены кодируют какую-то информацию. Из генов потом получаются белки. Генетическая информация в большинстве случаев — это информация для того, чтобы правильно построить клетку. Клетки строятся из белков. Информация превращается в белок через сложный механизм, который называется генная экспрессия. Один из его этапов этого механизма — сплайсинг. Что там происходит? Есть такая особенность, что генетическая информация устроена примерно так же, как предложение в русском языке: не все буквы значимые, а есть часть, которая что-то кодирует — то есть, условно, это слова, а есть части-пробелы. И РНК ровно так же устроено: там тоже есть части, которые превращаются в белок, а есть те, которые вырезаются. И этот процесс, так называемый сплайсинг, извлекает эти пробелы, для того, чтобы оставались только нужные куски. Пробелы называются интронами, а куски, которые превращаются в белок — экзонами. И что еще более интересно, эти куски могут по-разному вырезаться, они не обязательно идут последовательно. И таким образом, из одного и того же гена может появляться куча белков. А я занимался тем, что детально исследовал шум в этом процессе. Раньше считалось, что этот процесс максимально точный, но, глядя на большие данные, из огромного количества экспериментов в разных тканях человека, было замечено, что есть некие аберрации сплайсинга. Сшивка там происходит неточно, с некоторыми интересными паттернами: плюс одна буква, минус три буквы прибавляются или убавляются. И хотелось понять, что из этих различий является шумом, а что — функциональным процессом, который участвует в регуляции гена. Как раз этому и была посвящена работа, и были получены результаты, которые отделяли часть событий, которые являются шумом, от событий, которые относятся к регуляции генов.
Будешь ли ты продолжать работать над этой темой после магистратуры, есть ли планы по поводу аспирантуры?
Я поступил в аспирантуру Сколтеха к своему преподавателю Дмитрию Певрушину, где продолжу в том числе работу над магистерской, по ней будет публикация.
Приходилось ли тебе работать над более прикладными проектами, например, для клиник?
— Когда я делал свою курсовую работу по органической химии, исследование было заточено под использование клиниками, это была работа, связанная с лейкемией. Цель была понять, как научиться оценивать концентрацию раковых клеток из заборов крови человека, потому что если остается очень малое количество плохих клеток, то все равно может произойти релапс, то есть снова может начать развивается опухоль. В лаборатории для этого придумали молекулярный протокол, а моя часть была про то, чтобы эти данные потом обрабатывать и выдавать некоторую оценку: сколько там клеток. Я написал работу, но как это дальше использовали и кому продали, не знаю.
Вас на курсе было всего 18. Это скорее плюс или минус? Сложилась ли у вас своя особая “камерная” атмосфера?
— Маленький курс — это прекрасно. Это дает возможность подстроить программу индивидуально под каждого. Вообще у нас программе сложилась очень теплая атмосфера, своя тусовка, и мне это очень нравится. Конечно, в этом есть очень большая заслуга нашей старосты Элен, она очень сердобольная и заботилась обо всех, спасибо ей за это. Учебный офис у нас тоже шикарный, всегда во всем помогали.
Насколько оправдались твои ожидания от учебы в магистратуре? Не пожалел ли ты, что пошел на совсем новую программу?
— Мне кажется, что несмотря на то что программа была новая, еще не “обкатанная”, результаты в итоге сильно превзошли ожидания. Я получил огромное удовольствие от учебы, курсы были очень качественные и интересные.
Глеб Пособин
"Прикладная математика и информатика"
Глеб два года работал стажером-исследователем в Международной лаборатории теоретической информатики ФКН, где занимался исследованиями в области сложности вычислений. Становился серебряным медалистом международного студенческого соревнования по математике International Mathematical Competition for University Students (IMС 2016), а также участвовал в Международной студенческой математической олимпиады им. Войтеха Ярника (2017). Дважды Глеб становился лауреатом стипендии имени Ильи Сегаловича. На данный момент работает в Prisma Labs. Закончил Независимый математический университет. Поступил на PhD в Колумбийский университет (США), который входит в Лигу плюща.
«Главное для меня сейчас – понять, насколько я хочу заниматься серьезной научной работой. Есть некоторые подозрения, что мне это понравится, но хотелось бы ощутить всё самому».
Читать интервью
– Математикой я увлекался еще со школы, но на первом курсе было совсем не очевидно, какую я выберу специализацию, определился только к третьему курсу. Мне нравятся теоретические вещи, например, доказательства того, что алгоритма с каким-то свойством не существует. То же машинное обучение — более прикладное направление. При этом я не жалею, что не пошел на чисто математический факультет. Мне все-таки интересно и программирование, и прикладные задачи. ФКН дал попробовать себя, сделать какие-то проекты и в этой области.
В математических олимпиадах ты участвовал и побеждал тоже еще со школы? Можешь рассказать, как попал на IMC (International Mathematical Competition) и олимпиаду Ярника?
– В школе занимался олимпиадами, но особых успехов не показывал: не был призёром Всеросса, ничего такого. На первом курсе у нас был факультатив «Математический практикум», где давали задачи на разные математические темы. Они были составлены так, чтобы давать лучшее представление о каких-то стандартных математических принципах. В курсе по линейной алгебре, например, мы разбирали определители. И вот задачи были не просто на то, чтобы посчитать определители, нужно было что-то продумать, заметить, как-то воспользоваться самим понятием определителя. Говоря проще, требовалось более глубокое теоретическое понимание. А потом люди, которые организовывали этот факультатив, начали собирать студентов на олимпиады. Сначала зимой была олимпиада в Физтехе. А потом, летом, ФКН отправил двух студентов – меня и Вадима Калашникова – на международную студенческую олимпиаду по математике (IMC). Это был интересный опыт — поучаствовать в международном соревновании. На втором курсе я снова поехал на IMC, уже с несколькими людьми с матфака Вышки. Потом на третьем курсе были олимпиада Ярника и турнир матбоёв, котоырй делает МФТИ. На 4 курсе олимпиады мне уже стали менее интересны, занимался другими вещами.
Расскажи о том, как ты поступал на PhD и как выбирал университет?
– Я поступил на PhD в Columbia University (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Прошлой осенью, в сентябре, мне написала однокурсница Полина Кириченко, которая сказала: «Если думаешь поступать на PhD, нужно сдать вот такие экзамены. И вообще, пора уже что-то делать». Я сам об этом на тот момент не сильно задумывался и с «пинка» Полины начал интересоваться поступлением. Выяснил, что нужно сдать TOEFL и GRE. К ним я не особо усиленно готовился, просматривал задания, показал репетитору мои сочинения для TOEFL. Потом нужно было составить мотивационное письмо и CV и отправить в университеты. Работа муторная: в каждом университете есть свои особенности, на это уходит много времени. Я отправил заявки в 14 университетов, из них 11 американских и 3 в Европе. Меня приняли в шесть из них: два в Нью-Йорке, два в Чикаго и еще два в Европе ,в частности EPFL (Швейцария), где я прошлым летом стажировался, поэтому в их проектах что-то понимал. В итоге выбор свёлся к двум университетам в Нью-Йорке, просто потому, что в университетах Чикаго группа исследований поменьше и послабее, да и Нью-Йорк привлекает меня больше, чем Чикаго. Это, насколько я знаю, единственный город, где можно обходиться без автомобиля.
Какие у тебя ожидания от учёбы?
– Тревожность, конечно, небольшая присутствует. Все-таки я уезжаю далеко и надолго, в страну, в которой раньше не был. Но мне это интересно. Главное для меня сейчас – понять, насколько я хочу заниматься серьезной научной работой. Несмотря на то, что я уже какое-то время фактически ей и занимаюсь, это не совсем тот формат, который будет на PhD. Меня ждет практически постоянная исследовательская деятельность, сильная группа заинтересованных людей, с которыми можно что-то пообсуждать. Есть некоторые подозрения, что мне это понравится, но хотелось бы ощутить всё самому. Если окажется, что не мое – пойду куда-то в индустрию.
Что для тебя значит быть выпускником факультета компьютерных наук?
– У меня создалось ощущение, что у нас на программе собрались люди, которые действительно заинтересованы в том, чтобы сделать все как можно лучше. Видно, что для каждого следующего набора студентов учитываются какие-то пожелания, курсы меняются в лучшую сторону. Видно, что факультет развивается, и кажется, что двигается в правильном направлении. Хотя мы и были первыми, когда еще ничего не было опробовано, если возникали какие-то проблемы, их всегда помогал решить учебный офис. По-моему, это очень важно. Радует также отсутствие у нас бюрократии.
Мне сложно судить обо всём курсе, но в моей группе людям действительно интересно то, чем они занимаются.
Андрей Берюхов,
"Программная инженерия"
Андрей окончил бакалавриат с отличием, за четыре года поучаствовал в трех хакатонах, участвовал в олимпиаде "Я - профессионал" по бизнес-информатике и получил там серебряную медаль, с которой смог поступить в магистратуру ФКН “Системная и программная инженерия” без экзаменов. Второй год занимается модернизацией Android-приложения для расписания Вышки (РУЗ), не раз участвовал в различных мероприятиях факультета в качестве волонтера, работал учебным ассистентом. Участвовал и побеждал в HSE RUN. Прошел двухгодичную стажировку "Safeboard" в Лаборатории Касперского, сейчас работает там на позиции разработчика.
«Быть выпускником Вышки значит быть частью огромного, современного комьюнити, в котором каждый человек имеет огромный потенциал и уже добился больших результатов. Активность этих ребят часто поражает и заражает своей энергией».
Читать интервью
– Самый запомнившийся – Городской хакатон 2GIS – там на протяжении двух суток мы с друзьями делали платформу для проведения городских квестов Quest City, которая позже переросла в небольшой стартап. И хотя больших результатов это не принесло, сам опыт организации первого бизнеса помог определиться с тем, какие скиллы нужно развивать.
Самым главным проектом, который "держит" меня уже второй год, является модернизация Android-приложения для Вышки, Расписание НИУ ВШЭ (РУЗ). Этот проект начался на 3 курсе в рамках командного задания по дисциплине, связанной с базами данных, затем мы с ребятами выложили его в стор. Количество пользователей и фидбек подтолкнули к его дальнейшему улучшению. Вместе с проектом росли мои навыки в разработке Android-приложений и желание переписать всё с нуля. Так вместо "синей" версии появилась "зеленая", ставшая также темой моей выпускной работы. И теперь мы с научным руководителем ведем переговоры с ДИТ о внедрении приложения и расширении функциональности.
Чем ты занимаешься в Лаборатории Касперского?
– На прошлой неделе закончилась моя двухгодичная стажировка в Лаборатории, сейчас я остался работать там стажером. Начинал с позиции тестировщика флагманского Android-приложения (в основном ручное + авто-тестирование). Этот опыт помог мне проникнуть в процессы полного цикла разработки мобильных приложений, начиная от задумок бизнеса и разработки требований и макетов, заканчивая стремлением к идеальному качеству и обработке фидбека пользователей. Сейчас я в том же продукте перешел на позицию разработчика. Параллельно пишу обзоры новостей мобильной разработки в карьерной группе Лаборатории.
Продолжишь ли ты учебу в магистратуре?
– Да, по прежней специальности на программе "Системная и программная инженерия". Мне нравится это направление тем, что я постоянно нарабатываю новые компетенции, которые позволяют участвовать в разработке сложных программных систем, применять интересные инженерные решения.
Насколько ты изменился за эти 4 года и что самое важное дала тебе учеба на факультете?
– Самое важное – это люди, с которыми я познакомился на факультете и с которыми мы реализовали множество совместных идей и проектов. Факультет собрал множество единомышленников в одном месте, а преподаватели "Программной инженерии" дали качественный бекграунд для развития в любой области разработки программ: несколько языков программирования, базовые дисциплины по computer-science, основы экономики проектов, системное мышление.
Окажись ты сейчас снова на 1 курсе, чтобы ты поменял?
– Когда я поступал в бакалавриат, я подавал документы только на Программную инженерию. И сейчас ничуть не жалею об этом. Поэтому и менять бы ничего не стал: даже не очень удачные проекты – это бесценный опыт.
Что для тебя значит быть выпускником Вышки?
– Быть выпускником Вышки значит быть частью огромного, современного комьюнити, в котором каждый человек имеет огромный потенциал и уже добился больших результатов. Активность этих ребят часто поражает и заражает своей энергией.
Полина Кириченко,
"Прикладная математика и информатика"
Полина три года работала в научной группе Байесовских методов ФКН. На первом курсе она получала стипендию стипендию Аниты Борг (для девушек, которые занимаются техническими науками), после второго курса стажировалась в Google, в Мюнхене, после третьего снова в Google, уже в Сиэтле. Два года подряд получала стипендию Сегаловича. Окончила бакалавриат с красным дипломом. Сейчас находится на стажировке в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL, Швейцария), а после уедет на PhD в Корнеллский университет (США), который входит в Лигу плюща.
«ФКН для меня – это люди, с которыми я там познакомилась, работала и просто дружила, это сотрудники факультета и другие студенты. Это одновременно большое и маленькое комьюнити. Ощущается как одна семья, но в тоже время мы, выпускники, разъезжаемся по разным странам и медленно захватываем мир».
– Это исследовательская стажировка, я работаю в лаборатории, которая называется Machine Learning and Optimization. Могу подробнее рассказать про проект.
Да, расскажи.
– На идейном уровне мы занимаемся сжатием и ускорением нейронных сетей. Более конкретно, мы работаем с квантизированными нейронными сетями — сетями, у которых параметры являются числами низкой точности (например, не 32-битные числа, а 4-битные). В моем проекте такие сети мы пробуем обучать методами безградиентной оптимизации — а именно эволюционными алгоритмами. Такие алгоритмы очень хорошо распараллеливаются, что может ускорить обучение модели.
А над чем ты работала в группе байесовских методов?
– Я работала там три года, соответственно писала три курсовые. Первый проект был связан с масштабируемым ЕМ-алгоритмом, второй с проблемами оптимизации рекуррентных нейронных сетей. А последний проект, который и был моим дипломом, был про новый способ внесения шума в веса модели в процессе обучения нейронных сетей для регуляризации.
А где в дальнейшем это используется, если говорить о прикладном статусе этих исследований?
– Во-первых, как мне кажется, эти исследования интересны не столько с прикладной точки зрения, сколько именно с научной. Сейчас многие используют глубинные нейронные сети как огромный “чёрный ящик”: просто берут много-много слоёв в модели и применяют её. Хочется лучше понимать, насколько глубокие сети в действительности избыточны (а последние исследования говорят именно об этом) и что именно в этих моделях приводит к хорошей обобщающей способности.
Во-вторых, глубинные нейронные сети можно применять на устройствах с ограниченными ресурсами – вычислительными и по памяти. Сейчас “нейронки” везде: например, в «умных домах», в различных мобильных устройствах. И здесь такие исследования очень актуальны, потому что мы хотим быстро обучать сети, быстро вычислять предсказания, но при этом экономить ресурсы.
На стажировках в Google ты тоже занималась машинным обучением?
– Мои проекты в Google не были связаны с машинным обучением, это было далеко от того, чем я занималась в группе у Дмитрия Ветрова и чем планирую заниматься в дальнейшем. Оба раза я стажировалась в командах разработки сервисов и продуктов, которые используются внутри компании (первое лето в команде системы контроля версий, второе — в подразделении Google Cloud Platform). Эта работа не была связана с моими академическими интересами, но позволила очень много чему научиться. На первой стажировке свой проект я делала с большим воодушевлением. Вместе с еще одной девочкой мы фактически написали его с нуля, а когда я вернулась в Google на вторую стажировку, то знала, что он уже используется внутри системы.
А когда ты пришла на 1 курс ФКН, то сразу настроилась на то, что будешь заниматься наукой, или у тебя изначально были какие-то другие планы?
– Если честно, я даже не помню, какие у меня были ожидания, но я точно не предполагала, что буду стажироваться в Google или заниматься наукой. Одно событие цеплялось за другое, открывались новые возможности. Так получилось, что после 2 курса мне очень хотелось поехать на стажировку в индустрию. А где-то в середине 3 курса у меня произошёл переломный момент, когда я поняла, что больше хочу заниматься исследовательской деятельностью. В общем, у меня не было изначально какой-то конкретной цели, скорее, я пробовала разные вещи и в итоге нашла то, что мне больше всего нравится.
Как ты поступала на PhD в Корнелл? Куда ещё подавала?
– Всего я подавала документы в 8 университетов и прошла в 3 на PhD и в один на магистерскую программу. Как раз в этот университет, где я сейчас стажируюсь, я поступила и на PhD, и в магистратуру. Изначально у меня были предпочтения в сторону Корнелла и ETH Zurich.
Почему именно Корнеллский университет? Топовость вуза и наличие именитых преподавателей?
– “Топовость” топовости рознь. Если смотреть на всякие рейтинги по Computer Science, я бы сказала, что эти университеты примерно на одном уровне. Это не суть. Вообще, когда человек идёт на PhD, важнее смотреть на группу, в которую он идёт, чем на рейтинг вуза. В Корнелле всё соответствует моим текущим интересам.
Что для тебя значит быть выпускником факультета?
– За 4 года ФКН со мной много чего произошло, и это был безумно ценный опыт. Я многому научилась и несколько раз поменяла взгляды на свои интересы и будущую карьеру. И мне кажется, что факультет – это замечательное место, для того чтобы растить молодых специалистов в области компьютерных наук. Я, например, для себя нашла какой-то баланс между теорией и практикой, то есть я чувствую достойный багаж знаний фундаментальной математики и в то же время у меня накопился достаточный опыт практических навыков. Конечно, ФКН для меня – это люди, с которыми я там познакомилась, работала и просто дружила, это сотрудники факультета и другие студенты. Это одновременно большое и маленькое комьюнити. Ощущается как одна семья, но в тоже время мы, выпускники, разъезжаемся по разным странам и медленно захватываем мир. Во многих городах теперь можно будет найти своих однокурсников, и это здорово.
Артем Рыжиков,
"Науки о данных"
Стажер-исследователь лаборатории методов анализа больших данных (член коллаборации LHCb на Большом адронном коллайдере), окончил магистратуру "Науки о данных" на совместной с ШАД специализации "Анализ Интернет-данных". Занимается исследованиями в области применения машинного обучения в физике высоких энергий под руководством Андрея Устюжанина.
«Я рад, что мой окончательный выбор пал на Вышку, поскольку здесь куда более адаптивная и динамичная образовательная программа, по крайней мере, связанная с машинным обучением и анализом данных. А для этой науки это, пожалуй, критично, поскольку очень многое постоянно обновляется».
Читать интервью
– Я учился в НГУ (Новосибирский государственный университет) на физфаке, кафедра физики элементарных частиц. Выбрал ФКН, потому что анализ данных – это хороший компромисс между наукой и бизнесом.
Еще до поступления я знал про группу в Яндексе, которая занимается машинным обучением с применением новых технологий. В общем-то, машинное обучение позволяет делать то, чем занимались люди в институте ядерной физики, но автоматизировано, чего нет в других исследовательских институтах. Меня это очень заинтересовало.
После окончания бакалавриата я переехал в Москву, год поработал в бизнесе, был далек от науки. Потом у меня был выбор между МФТИ и Вышкой. Я рад, что мой окончательный выбор пал на Вышку, поскольку здесь куда более адаптивная и динамичная образовательная программа, по крайней мере, связанная с машинным обучением и анализом данных. А для этой науки это, пожалуй, критично, поскольку очень многое постоянно обновляется. То, что читалось, к примеру, год назад, сейчас может оказаться неактуальным. Поэтому тот консерватизм, который навязывают очень многие топовые институты и университеты, совершенно неуместен.
Как происходит взаимодействие ФКН и ШАДа на вашей специализации?
– Специализация, на которой я учился («Анализ Интернет-данных»), очень тесно взаимодействует с ШАДом. Становясь студентом, ты автоматически становишься студентом ШАДа, и для многих это было единственным способом попасть в ШАД. Единственное условие – для этого ты обязан закрыть первый семестр без троек. ШАД шикарен. На мой взгляд, это лучшее место в этой области.
Расскажи, чем ты занимался в рамках своего исследовательского проекта и каких результатов удалось достичь?
– Я занимался технологией, которая позволяет обучать алгоритмы машинного обучения именно таким образом, каким в конечном итоге его хотят увидеть физики. Дело в том, что классические подходы в машинном обучении ориентированы на оптимизацию некоторой конечной метрики. Как правило, это доходность или точность. Например, если вы занимаетесь моделью машинного обучения, которая определяет надежность кредитных заёмщиков, то единственное, что вас интересует в этом алгоритме, это та точность, с которой ваш алгоритм будет этих надежных или ненадежных заемщиков фиксировать. И какой ценой он это делает, вас, по большому счёту, не волнует. Практически во всех применениях машинного обучения в бизнесе именно так. Единственного, что нас интересует – точность алгоритма, а какой ценой он получается, нам абсолютно всё равно. Но оказывается, что есть очень узкий класс задач, где то же машинное обучение применяется, но при этом там стоят несколько другие приоритеты. В применении машинного обучения в естественных науках вопрос правильности измерений стоит выше вопроса точности алгоритма. И более правильный алгоритм будет интересовать, например, физиков, куда больше, чем точный. В этом смысле классические подходы машинного обучения оказываются совершенно неприменимы, а областью, в которой правильность стоит выше точности, является как раз физика высоких энергий, когда речь идёт о поиске каких-то новых частиц. Например, если представить, что в большом адронном коллайдере люди сидят просто с линейками и измеряют длину каждой пролетевшей мимо них частицы, то вопрос, насколько правильная у них линейка, является самым приоритетным. Представим, что есть две линейки. На одной градуировка шкалы равномерная, а на другой – с одного конца её кусочек откололся. И по этой причине вторая линейка будет постоянно вносить систематическую ошибку в измерении, и не важно, сколько измерений вы будете проводить и насколько качественные данные будут поступать. С точки зрения измерений, эта линейка будет неправильной. Теперь представим другие две линейки. На одной градуировка равномерная, а на другой – в некоторых местах очень плотная, а в некоторых других очень разреженная. При этом вторая линейка в среднем может давать точность измерений длины больше, чем первая. Однако первой линейкой, оказывается, пользоваться куда более правильно с точки зрения физики. И ситуация в машинном обучении та же. В некоторых местах алгоритмы могут работать хорошо, а в некоторых плохо. И оказывается, алгоритмы, которые работают более равномерно, представляют больший физический интерес по той причине, что они более правильные.
Результаты получены настолько крутые, что сейчас активно идет обсуждение о внедрении этого проекта в реальный эксперимент LHC (Большой Адронный Коллайдер).
Какие планы на будущее? Будешь ли ты продолжать работать над исследованием?
– Да, пока что как сотрудник лаборатории, но планирую поступать и в аспирантуру. В весьма далёкой перспективе я бы хотел заниматься наукой.
Анастасия Репина,
"Программная инженерия"
Анастасия окончила бакалавриат с отличием, получила стипендию Президента, стала лауреатом конкурса исследовательских работ НИРС. Участвовала в хакатоне 2GIS, где разработала с командой проект для городских квестов, который позже стал стартапом. В качестве исследователя год работала в ИСП РАН. Сейчас, после успешной стажировки, Настя получила предложение от Сбербанка и работает на позиции full-stack разработчика.
«Я отлично помню себя на 1 курсе и то чувство страха перед каждой сессией. Зимой я была на грани отчисления. Но потом все как-то наладилось, я встретила потрясающих друзей, вместе с которыми мы прошли все испытания и экзамены. Я смогла перевестись с платного на бюджет. Очень ценю навык быстрого изучения новой информации. Раньше я так точно не умела».
Читать интервью
– Я участвовала в большом количестве мероприятий за эти четыре года. Мы с друзьями старались посещать разнообразные конференции и митапы, чтобы лучше разобраться в темах, которые нам были интересны. Очень ценным опытом стало участие в хактаонах. Одним из наиболее запоминающихся был хакатон от 2GIS, где мы разработали проект, который стали развивать дальше. Весь 3 курс я работала в Институте Системного Программирования РАН, где выполнила научно-исследовательскую работу. Позже проходила стажировку по направлению разработки в Сбербанке, после которой получила офер на полноценную работу. Сейчас я full-stack разработчик , решаю много разных и интересных задач и мне это очень нравится. Параллельно учебе и работе, я попробовала свои силы и в научной сфере. Принимала участие в нескольких конференциях для студентов, а в конференции НИРС этого года стала лауреатом, моей работой руководил наставник из ИСП РАН. Благодаря этим начинаниям и успехам в учебе я смогла получить ПГАС за учебную деятельность, а после — стипендию Президента РФ.
Оставалось ли у тебя время на какую-то внеучебную студенческую жизнь?
– На первых курсах я участвовала в организации Дней открытых дверей на факультете, ежегодно была волонтером на Дне вышки. Но больше всего горжусь своим участием в Кубке Конфедераций 2017 и Чемпионате Мира 2018 в качестве организатора функции, связанной с информационными технологиями и телекоммуникациями.
Можно ли сказать, что ты на 1 курсе и ты — выпускница это уже разные люди? Что самое ценное тебе дала учеба?
– Я отлично помню себя на 1 курсе и то чувство страха перед каждой сессией. Зимой я была на грани отчисления. Но потом все как-то наладилось, я встретила потрясающих друзей, вместе с которыми мы прошли все испытания и экзамены. Я смогла перевестись с платного на бюджет. Очень ценю навык быстрого изучения новой информации. Раньше я так точно не умела.
Что для тебя значит быть выпускником Вышки?
– Быть выпускником Вышки - это непросто, многие срезались на полпути, потому считаю, что повод для гордости собой и друзьями у меня точно есть.
Ким Адамейко,
“Анализ данных в биологии и медицине”
Занимался исследованием в области рака печени, выступал на конференции факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ “Информационные технологии и системы в биоинформатике”.
«Мои родители врачи. Меня, хоть я и не стал врачом, тоже потянуло в эту сферу. Здесь очень чувствуется полезность, применение себя, самореализация. В науке, конечно, не так явно это ощущается, исследования применяются не сразу, какие-то лекарства так и остаются только проектами, но всё же для меня это более захватывающе, чем фундаментальные исследования».
Читать интервью
— По первому образованию я математик, специальность прикладная математика, биологией я не занимался, но к области присматривался достаточно давно. У меня был перерыв после первого университета 4 года и я наблюдал за различными возможными сценариями, чем бы дальше заняться в жизни. Не очень хотелось идти работать просто программистом и поэтому я изучал альтернативы. О новой программе Вышки я узнал примерно за год до запуска. За год до этого я пробовал поступать на “Науки о данных”, и примерно понимал, какие будут экзамены (сейчас они другие). Я решил, что стоит попробовать поступить, но, конечно, были сомнения по поводу выбора самой области, поскольку в России она чуть ли не элитарная, мало людей ей занимается, мало кто о ней вообще слышал. Когда я рассказываю, где я учусь, люди в основном спрашивают, что это такое, биоинформатика. Сомнения были также по поводу того, где потом работать, какие будут перспективы, но почему-то мне казалось, что область все же перспективная, и я думаю, что я прав. На тот момент я находился в Петербурге, где есть Институт биоинформатики. Я поступил туда параллельно с Вышкой, но формат мне не очень подходил, это годовые курсы два раза в неделю, то есть объем все же поменьше, чем в обычной магистратуре. Но я наблюдал за институтом: чем они занимаются, какие делают проекты по биоинформатике, хотя представлял всё это, конечно, гораздо более смутно, нежели сейчас, после выпуска.
Произошли ли какие-то изменения в российской биоинформатике за эти два года, стало ли больше специалистов?
— Что-то действительно сильно изменилось, как минимум, открылось несколько новых программ в других университетах, например в том же Петербурге в Политехе, в ИТМО в этом году открываются магистерские программы с таким же или немного другим уклоном. Вариантов стало больше чем было год, два назад, и кажется, что все больше людей будет приходить в эту сферу, она начинает становиться действительно популярной.
Какие у тебя планы на ближайшее будущее? Продолжишь ли ты заниматься наукой в академии или пойдешь работать в компанию?
— Вопрос аспирантуры для меня достаточно сложный, нужно действительно выбрать направление, которое действительно меня интересует, и даже в биоинформатике их оказывается очень много. Если говорить по-простому, то есть, например, более фундаментальные темы и более прикладные, меня скорее привлекают вторые, а конкретнее — что-то связанное с медициной. Получается, я пытаюсь найти научное направление на стыке сразу нескольких сфер. Но медицина у нас в стране, да и вообще в мире, довольно консервативна, так что найти такое место, где люди занимались бы именно биоинформатикой в медицине довольно сложно. Сейчас я занимаюсь такими поисками. Да, есть еще вариант устроиться в компанию, у нас есть в Москве несколько таких, которые делают генетические тесты, например, но тут проблема в том, что ты там, как правило, становишься техническим сотрудником. То есть заниматься наукой можно, но не в тех объемах и уж точно не с той же свободой выбора, как в академии.
Что относится к сфере твоих академических интересов? О чем была твоя магистерская работа?
— Тема магистерской была “Анализ сплайсинга гепатоцеллюлярной карциноме” — это вид рака печени. А сплайсинг - это один из важнейших процессов на пути от ДНК к белку, процесс обработки промежуточного продукта. И мы хотели понять, как этот процесс изменяется, есть ли какие-то изменения, которые могут способствовать, например, развитию опухоли. Может быть, это какие-то изменения происходящие в генах, связанных с раком. Я взял тему, которая связана с онкологией, потому что сейчас, если говорить о медицине, это одна из двух наиболее популярных областей, куда вкладывается много усилий и средств. Вторая — это нейродегенеративные заболевания. И то, и другое, в принципе, это болезни старости, и развитые страны в общем-то уже борются не за снижение смертности от таких смертельных болезней, вирусов, а скорее за улучшение качества жизни.
Для тебя важно то, что твое исследование напрямую связано с тем, чтобы сделать жизнь людей лучше, спасти кого-то?
— Да, конечно. Ну, во-первых, у меня родители врачи. Меня, хоть я и не стал врачом, тоже потянуло в эту сферу. Здесь очень чувствуется полезность, применение себя, самореализация. В науке, конечно, не так явно это ощущается, исследования применяются не сразу, какие-то лекарства так и остаются только проектами, но всё же для меня это более захватывающе, чем фундаментальные исследования. К тому же, пока у меня не хватает бэкграунда, чтобы ощутить какой-то такой невероятный исследовательский интерес к эволюции, к бактериям, к вирусам, хотя вирусы тоже, конечно, связаны с нашим здоровьем.
Владислав Скрипнюк,
"Прикладная математика и информатика"
На 1 и 2 курсах получал стипендию Альфа-шанс для победителей школьных олимпиад из регионов, после 3 курса проходил практику в немецком исследовательском центре искусственного интеллекта DFKI в Берлине, где занимался компьютерным зрением для автономного вождения. Также Влад работал учебном ассистентом на курсе майнора “Современные методы машинного обучения”.
«Как бы это ни было банально, но учеба дала мне практические навыки и знания, которые, я уверен, будут полезны мне в будущем. Так же, как и будут полезны опыт научной работы, стажировки. Еще одна важная способность, которую дал мне университет — это способность самостоятельно развиваться в интересном для меня направлении».
Читать интервью
– Когда я пришел в Вышку, то, конечно, не подозревал, что буду серьезно заниматься машинным обучением. Это был новый факультет, нам рассказали о нем на заключительном этапе Всеросса по информатике. Тогда мне показалось, что здесь будет интересно, и я решил поступать. Только после того, как нам дали основы, к концу второго курса, я понял, чем хочу заниматься и выбрал специализацию по машинному обучению.
Расскажи, пожалуйста, об университете, в который ты поступил на магистерскую программу? Почему выбрал именно его и какие еще варианты рассматривал?
– Меня приняли в Max Planck Institute for Computer Science в Германии. Это молодой университет, расположенный в городе Саарбрюккен. Он попал в поле моего зрения, потому что часто встречался в рейтингах. Этот университет — часть большого кампуса, в котором также находятся другие известные институты. Думаю, мне будет очень интересно погрузиться в международную многонациональную среду, которой известен этот университет. Сейчас мне интересны такие темы для исследований, как adversarial examples и machine teaching, и я уверен, что Max Planck даст мне прекрасную возможность защитить по ним магистерскую диссертацию
Для поступления я также рассматривал другие немецкие университеты TU Kaiserslautern и TU Berlin, швейцарский EPFL и Вышку.
Насколько изменился за эти 4 года и что самое ценное дал тебе университет?
– Я действительно изменился за бакалавриат. Частично на это повлияло то, что все это время я жил отдельно от родителей, переехал в другой город. Если говорить конкретно про учебу, то, как бы это ни было банально, но учеба дала мне практические навыки и знания, которые, я уверен, будут полезны мне в будущем. Так же, как и будут полезны опыт научной работы, стажировки. Еще одна важная способность, которую дал мне университет — это способность самостоятельно развиваться в интересном для меня направлении.
Что бы ты изменил, если бы снова оказался на 1 курсе?
– Это довольно необычный вопрос. Я понимаю, что четыре года учебы в вузе были полны как успехов, так и неудач, и в определенные моменты я, например, ленился или ругался с друзьями. Но мне кажется, надо всегда идти вперед, так что менять я ничего бы не стал.
Какие события запомнились тебе за 4 года больше всего?
– На 1 курсе запомнилось то, о чем часто шутят в Вышке, это момент заселения в общежитие и электрички в час-пик. Также это, конечно, знакомство с одногруппниками. После 2 курса самое яркое, что вспоминается, это выбор специализации. На 3-4 курсе я бы выделил выездные семинары по машинному обучению, ну и последнее самое запоминающееся — это защита диплома и выпускной.
Александра Гуреева,
“Системная и программная инженерия”
Окончила магистратуру с отличием, бакалавриат заканчивала также на ФКН по программе “Программная инженерия”. Александра разработала проект по ведению электронных медицинских карт, который уже прошел тестирование в одной из московских клиник.
Интервью с Александрой можно прочитать здесь
Камила Агаева,
"Программная инженерия"
Камила окончила бакалавриат с красным дипломом. 2 года работала в ИСП РАН, где занималась работой с инструментом для анализа программно-аппаратных систем бортового оборудования, участвовала в конференции SYRCoSE 2017 (Казань, Иннополис), активно участвовала в мероприятиях факультета и Вышки в качестве волонтера, работала учебным ассистентом на курсе “Введение в программную инженерию”.
«Когда я поступала на первый курс, то знала только как программировать на Pascal, а уровень английского языка был недостаточен. Сейчас я уже знаю больше 5 языков программирования и могу вести дискуссии на английском языке по тематике своих научных работ. Безусловно, Вышка дала мне много в плане знаний, помогла стать конкурентоспособной и востребованной в своей области».
Читать интервью
Я каждый год был вовлечена в реализации своих небольших проектов. Первые годы они у меня были совершенно различной тематики. Я работала над исследовательской работой,на которую был оформлен патент, с Сергеем Михайловичем Авдошиным в первый год обучения, затем меня взял под руководство Ефим Михайлович Гринкруг, с которым я делала практическую задачу в виде компьютерного приложения— учебника для обучения. Затем на протяжении двух последних лет мой курс сменился уже на реальный проект, работу, которая ведется в стенах ИСП РАН.
Самым запоминающимся событием стала для меня конференция SYRCoSE 2017 в Казани. Мне посчастливилось пообщаться на этой конференции с разными людьми, увлеченных своим делом. Кроме того, после успешного выступления я уже тогда определилась с темой своего будущего диплома.
Участвовала ли ты в жизни факультета и большой Вышки? И если да, то чем это было для тебя ценно?
Да, я неоднократно была волонтером на дне открытых дверей ФКН, а также на Дне Вышки представляла направление своего факультета «Программная инженерия». Было очень интересно наблюдать за ребятами, которые ещё не закончили школу, но уже начали задумываться о дальнейших планах. Мне нравилось рассказывать о своем факультете, делиться с ним своими впечатлениями. Очень хотелось, чтобы они тоже пришли к нам.
Кроме того, я несколько раз была волонтером во время проведения олимпиад «Высшая Проба». Несмотря на то что мне приходилось вставать в 6 утра, садиться на одну из самых ранних электричек, быть в дороге почти 2 часа, я получала большое удовольствие от волонтерства и общениями с ребятами. Также я была ассистентом на курсе ВВПИ (введение в программную инженерию), которое преподает Валерий Владимирович Шилов, на протяжении трех лет. Это позволило мне побыть не только в роли студента, но и в роли преподавателя.
Собираешься ли ты продолжить учебу уже в магистратуре?
Я считаю, что учиться надо всегда, поэтому, конечно, продолжу свое обучение. Я собираюсь поступать на одну из магистерских программ нашего факультета, поскольку ВШЭ дает действительно качественное образование. Кроме того, хочется продолжить учиться в родных стенах, где преподают люди, влюбленные в профессию. Магистратура даст мне ещё два года, чтобы точнее определить свою сферу деятельности. Кроме основной учебы, я собираюсь посвятить время более глобальному изучению машинного обучения, инструмента Unity.
Насколько ты изменилась за эти 4 года и что самое важное дала тебе учеба на факультете?
Я считаю, что я стала более уверена в себе. Различные выступления со своими работами и проектами не проходят зря. Когда я поступала на первый курс, то знала только как программировать на Pascal, а уровень английского языка был недостаточен. Сейчас я уже знаю больше 5 языков программирования и могу вести дискуссии на английском языке по тематике своих научных работ. Поэтому безусловно, Вышка дала мне много в плане знаний, помогла стать конкурентоспособной и востребованной в своей области. На мой взгляд, это именно то, что должна давать студентам учеба на факультете. Кроме теоретической части, на факультете очень много практики. Я с удовольствием вспоминаю наши групповые проекты, где ты взаимодействуешь с реальным заказчиком. Ты учишься как распределить задачи между участниками группы, как правильно общаться с клиентом и как все успеть. Такой опыт действительно бесценен и обязательно пригодится каждому из нас в будущем. Конечно, кроме непосредственно учебы, учеба в Вышке дала мне возможность найти новых друзей, с которыми мы прошли вместе все 4 курса, «через огонь и воду» обучения.
Изменила ли бы ты что-нибудь сейчас, если бы снова оказалась на 1 курсе?
Я бы больше пробовала участвовать на различных стажировках, в проектах. Взяла бы себе ещё больше факультативов. В эти 4 года нельзя терять ни минуты, надо пробовать как можно больше. А ещё я бы позвала учиться в Вышку как можно больше своих одноклассников из школы.
Какое событие стало для тебя самым ярким за 4 года и почему?
Я не смогу назвать какое-то одно событие, поэтому выделю просто первый курс как самый яркий период моего обучения. Это был год, когда я столкнулась со множеством проблем: очень много новых предметов, огромный поток информации, новый коллектив, а ещё ты очень далеко от дома. Были периоды, когда я действительно сомневалась в своем выборе места обучения. Но именно этот год стал для меня переломным. Пришлось очень много работать. Но когда я закрыла свою летнюю сессию первого курса, для меня все стало понятно: это именно то, чем я хочу заниматься.
Что значит для тебя быть выпускником Вышки?
Я горжусь этим. Помню, как мне нравилось отвечать на вопрос «А куда ты поступила?». Я действительно влюблена в наш вуз. Вышка дает все возможности для каждого студента найти себя, получить всё необходимое для своей будущей карьеры. И каждый выпускник тому подтверждение. Прекрасный преподавательский состав, новые знакомства с увлеченными молодыми людьми и возможности развиваться не только в учебном плане, но и в творческом.
Бетти Фабр и Симон Вильмэн,
“Науки о данных”
Бетти и Симон приехали в Вышку на годовую программу двойных дипломов из французского города Клермон-Ферран, где учились в высшей инженерной школе ISIMA университета Клермон-Овернь. В своей магистерской диссертации Бетти работала с анализом текстов, а Симон занимался исследованием в области алгоритмов. Обе работы получили высокие баллы на защите, студенты закончили магистратуру с отличием.
Читать интервью
Симон: Мне хотелось поработать в конкретной области компьютерных наук, именно в теоретической информатике. Про ВШЭ мне рассказала Бетти и я узнал, что здесь есть исследователи, коллеги ученых из нашей лаборатории, которые как раз занимаются такими темами. Лично я работал с Сергеем Объедковым.
Какие различия вы бы выделили между учебой в Клермон-Овернь и во ВШЭ?
Бетти: Больше всего мне понравилось, что у нас не было пар с 8 до 17, как в инженерной школе, и мы могли организовать свое время.
Симон: Да, при таком расписании сложно всё успевать и это бывает тяжело. Бетти: В 1 модуле у нас было довольно много курсов, в том числе онлайн, расписание тоже было довольно напряженное, но дальше стало гораздо свободнее
Бетти: Если говорить о научной работе, то в ISIMA учеба строится по-другому, научно-исследовательской работы как таковой у нас не было.
Симон: Там это более индустриальный взгляд, здесь же, я бы сказал, более академичный.
А есть ли разница в общении преподавателей со студентами?
Симон: Здесь, во ВШЭ, отношения между студентом и преподавателем более неформальные, не дружеские, конечно, но разговаривать можно абсолютно на равных. Во Франции было немного иначе. Бетти: В этом есть некоторые минусы: иногда преподавателя могут меньше уважать, чем мы уважаем своих преподавателей во Франции. Студенты здесь могут критиковать преподавателя, спорить с оценками, чего у нас никогда не бывает. Но с другой стороны,ты всегда можешь задать преподавателю вопрос, пообщаться.
Чем вы собираетесь заниматься дальше? Не планируете ли еще вернуться в Россию, например, работать здесь?
Симон: Я собираюсь получать PhD в Клермон-Ферране, но в Россию, возможно, приеду на пост-док.
Бетти: Я планирую учиться в университете Ренн (Париж), там уже будет более индустриально-ориентированное образование.
Было ли вам комфортно жить В Москве?
Симфон: Да, мне понравилось здесь жить, нам дали хорошее общежитие, условия вполне приличные и цена совсем небольшая. Мы жили на станции Студенческая. Это далековато отсюда, 40 минут дороги, но тоже не так страшно. В нашем общежитии жили почти одни иностранцы, правда, они все в основном ездили на Мясницкую. Также у нас были бадди, которые помогали сориентироваться по разным вопросам.
Успели побывать за этот год в других городах России?
Бетти: Мы оба были в Санкт-Петербурге. Конечно, ездить в качестве туристов — это совсем другое, нежели жить в городе, но мне показалось, что Москва и Санкт-Петербург похожи.
Симон: Я успел побывать в Санкт-Петербурге дважды и мне, пожалуй, все же больше нравится Москва. Это более спокойный город
Москва более спокойный?!
Симон: Да, мне так показалось. Невский проспект очень очень шумный, там много туристов.
Бетти: Сейчас, пока у нас есть время до получения дипломов, я планирую поездить и по другим городам, например, Нижний Новгород.
В Москве вы успели много увидеть? Какие оставил город впечатления?
Бетти: Да, мы изучали город, разные парки.
Симон: И много-много ресторанов.Бетти: Да, и мы поняли, что нет такого понятия, как русская кухня, хотя можно найти любую, какую захочешь. Например, мы открыли для себя грузинскую кухню!
А музеи, галереи?
Бетти: Да, мы успели посетить много музеев, и классических, и современных.Третьяковка, Пушкинский, Гараж, Мультимедиа-арт музей, МАММ. В Исторический не пошли, потому что слышали, что там все только на русском.
Симон: Еще мне очень понравился Музей космоса на ВДНХ.
Что вы думаете по поводу стереотипах о русских, пожив здесь некоторое время?
Симон: Есть такой стереотип, что русские не улыбаются, думаю, это не так. Скорее, они улыбаются не больше и не меньше, чем все остальные. Во Франции тоже никто не будет вам постоянно улыбаться просто так. Верно будет сказать, что это не особенность России, просто люди в основном не любят улыбаться. Что действительно можно сказать про русских, так это то, что они постоянно опаздывают. На час, два, это норма. А еще я заметил, что люди слишком громко разговаривают, но сейчас я понял, что это просто такая манера, непривычная для нас.
Бетти: Да, я тоже заметила, тон голоса такой, как будто человек на тебя кричит. Сначала нам казалось, что на нас все кричат.
Стали бы вы советовать своим друзьям и знакомым приехать в Вышку?
Симон: Да, конечно, мне бы хотелось, чтобы сюда приезжало больше народу. Это очень хороший опыт, который, к тому же, расширяет взгляды на жизнь.
Михаил Арзуманов,
"Программная инженерия"
Неоднократно становился победителем и призером хакатонов, в том числе Европейского Junction на 3 курсе. Проекты Михаила с 1 по 3 год обучения попадал в списки лучших курсовых работ. На 4 курсе смог перейти с коммерции на бюджет.
«К 3-4 курсу я понял, что в учёбе всё реально и нет какого-то невероятно сложного материала: нужно просто чуть больше усердия, чуть меньше лени – и тогда всё будет замечательно».
Читать интервью
– Со 2 курса я начал заниматься разными интересными проектами, которые мне попадались. Первой компанией, в которой я работал, была маленькая студия мобильной разработки, в которую я попал сразу после того, как выиграл первый же хакатон. Один из организаторов хакатона был владельцем этой студии и позже меня пригласил. Работая в студии, мы с ребятами параллельно пытались развивать какие-то свои стартапы. Что-то получалось, что-то нет. Потом я ушёл в довольно крупную компанию и там занимался мобильной разработкой. В какой-то момент я решил, что было бы здорово открыть собственную компанию, потому что я понял, что мой прежний опыт – это не совсем то, что я ищу, не совсем то, как я это вижу в каком-то идеальном мире в своей голове. И тогда мы моим с одногруппником Павлом Мальковым и еще несколькими друзьями решили открыть свою компанию, которая уже год успешно работает. У нас очень интересные проекты. Мы берём ребят с нашего же факультета на практику. Сейчас я в основном занимаюсь студией, но параллельно ищу для себя какие-то другие сферы для развития. Помимо программирования под iOS, что является сейчас основным моим профилем, я всегда пытаюсь пробовать другие направления и тематики разработки. Плюс сейчас я активно пытаюсь заниматься рекламой, дизайном, всем тем, что так или иначе связано с разработкой. Я пытаюсь как-то расширить горизонты того, чем я сейчас занимаюсь. Самое крутое в моей работе сейчас – это то, что у нас есть куча идей для проектов, которые мы постепенно реализовываем. Пока, к сожалению, мы занимаемся заказной разработкой, но все ближе подходим к тому, чтобы это были собственные проекты. Кроме того, сейчас я рассматриваю некоторые предложения и от крупных российских и зарубежных компаний, мне предлагают позиции руководителя отдела разработки. Например, однажды мне предложили перебраться в Голландию на пост руководителя в мобильный интернет-банк.
Многие считают, что учеба на ФКН – это слишком сложно. Ты согласен?
– Конечно, были моменты, которые давались с большим трудом, какие-то наоборот были лёгкими, но в целом у меня получилось так, что именно учёба мне позволила работать со второго курса, потому что многое, чему меня научил факультет, я использовал в работе, чтобы у меня получалось всё быстрее и лучше. И в какой-то момент те знания, к непосредственно практический опыт помогал мне без труда сдавать некоторые экзамены, например, по управлению проектами. Мне было очень интересно в принципе посещать все предметы, и как раз опыт в работе мне в какой-то момент помог перейти на бюджет, что я с удовольствием и сделал. У нас была замечательная программа и все предметы как минимум были достойны посещения. Как максимум – это были действительно интересные предметы, на которые хотелось приходить.
О ком из преподавателей ты будешь вспоминать чаще всего?
Думаю, чаще всего я буду вспомнить Римму Закиевну Ахметсафину, это мой научный руководитель. Она действительно замечательный человек. Римма Закиевна профессионально и в то же время по-дружески подходила к решению всех наших вопросов. Всегда искренне за нас переживала, и это чувствовалось. В какой-то момент хотелось хорошо сдать курсовую не только ради себя, но и чтобы порадовать ее. Хотелось бы сказать ей большое спасибо за всё, что она для нас сделала. Да и всем другим преподавателям тоже. Все преподаватели относились к нам с большой душой. Это было видно, это чувствовалось и помогло нам в учёбе.
Что изменилось в тебе за время учебы ? Что самое ценное дал тебе факультет?
– Я бы не сказал, что сильно изменился за последние годы. Разве что стал чуть больше понимать жизнь, стал более ответственным. На 1 курсе я был скорее ребёнком, а сейчас горю идеей что-то сделать в этой жизни, что-то классное, чем будет пользоваться большое количество людей, на 1 курсе я об этом не задумывался. Скорее, просто учился, как любой первокурсник. Я бы сказал, что за 4 года я приобрел колоссальный опыт, намного больше мотивации и способность учиться. Как говорят, что университет учит не чему-то конкретному, а самому навыку получать знания. Думаю, у меня появился этот навык, потому что сейчас у меня намного больше желания сесть и самому в чём-то разобраться, чем это было на 1 курсе.
Поменял ли бы ты что-нибудь, если бы сейчас снова оказался на первом курсе бакалавриата?
– Да, я думаю, поменял бы много всего. Например, на 1 курсе меньше бы отдыхал. Постарался бы сдать все предметы на «отлично» и получить красный диплом. Но я лишь к 3-4 курсу понял, что в учёбе всё реально и нет какого-то невероятно сложного материала: нужно просто чуть больше усердия, чуть меньше лени – и тогда всё будет замечательно. Хотя это было бы полезно уже класса с 10-ого. Второй момент - я бы раньше начал заниматься своими проектами. В какой-то момент твою хорошую идею может реализовать кто-то другой и будет уже поздно. Если есть желание что-то сделать, надо брать и делать сразу. Сейчас я не боюсь трудностей, и если бы была возможность, я бы изменил свой подход к делу раньше. В остальном я очень рад, что всё случилось именно так, как случилось. Мне очень понравилось учиться на ФКН. Я очень рад, что судьба свела меня с такими людьми, как мои одногруппники. Очень крутые ребята, очень интересно со всеми общаться, делать что-то вместе. Я бы хотел вернуться в прошлое, чтобы снова познакомиться с этими крутыми людьми.
Павел Воропаев,
“Прикладная математика и информатика”
Павел — победитель хакатона BlockchainHack в Москве, также выступал в качестве члена жюри на хакатоне ArchCityHack в Казани и в роли спикера на митапах Geek Talk в Пало-Альто (Калифорния) и Droidcon в Берлине. Стажировался в Exactpro Systems, сейчас работает в Prisma Labs.
«У нас очень яркий набор, потому что всем людям, которые пришли на этот факультет 4 года назад, присущ авантюризм. Все мы пошли на новый факультет, и, вероятно, не до конца понимали, чего ждать. Но в итоге вышло все очень здорово. И сейчас абсолютно каждый из выпускников добился успехов в той или иной сфере».
Читать интервью
— Первые курсы я учился более усердно, и предметы были в основном фундаментальные, поэтому приходилось тяжело. Помню бессонные ночи перед экзаменами. Я приезжал в общежитие к одногруппникам, мы все вместе готовились, объясняли друг другу билеты. Из курсов, которые были в то время, больше всего запомнились мне лично матанализ и линейная алгебра. По матану я даже один раз попал на комиссию. Для меня это были очень яркие эмоции, было очень страшно до, а после — безудержная радость. Могу сравнить эти ощущения только с прыжком с 207- метровой банджи в Сочи! На 3-4 курсе я уже уже совмещал работу и учебу. Но, так как начались более прикладные предметы, получалось так, что я использовал знания, полученные на работе, в учебе и наоборот.
Расскажи, чем ты занимался на стажировках и что делаешь сейчас в Prisma Labs?
— За время учебы успел поработать в стартапе, который занимался визуализацией социальных графов, постажироваться в Exactpro System, потом попал в еще один стартап, а последние полтора года я работаю в Prisma Labs. Во всех этих компаниях я занимался очень разными проектами, понабрался совершенно различного опыта, чем очень доволен. На данный момент я занимаюсь бизнес девелопментом — общаюсь с потенциальными клиентами, рассказываю про наши технологии, объясняю, как они могут им помочь. Очень нравится в этой работе именно общение с людьми, всегда было интересно заниматься чем-то на стыке коммуникаций и технологий, и я очень рад, что на данный момент получается это совмещать. В дальнейшем возможно буду думать о собственном стартапе. Создание чего-то своего, нового привлекает меня намного больше, чем работа в большой корпорации.
Чем ты занимался в свободное время, есть ли у тебя хобби?
— Я всегда интересовался спортом. На 1 курсе мы с ребятами организовали футбольную команду от нашего факультета, собрали всех, кто хотел играть в футбол, и принялли участие в чемпионате Вышки.
Насколько ты изменился за эти 4 года и что самое важное дала тебе учеба на факультете?
— Думаю, что очень многое изменилось. Круг общения, восприятие мира, собственные цели. И на все это в первую очередь повлияли ребята, которые меня окружали эти 4 года. У нас очень яркий набор, потому что всем людям, которые пришли на этот факультет 4 года назад, присущ авантюризм. Все мы пошли на новый факультет, и, вероятно, не до конца понимали, чего ждать. Но в итоге вышло все очень здорово. И сейчас абсолютно каждый из выпускников добился успехов в той или иной сфере. Я очень рад что прошел этот путь с такими крутыми однокурсниками и надеюсь, что мы все будем оставаться на связи долгие годы!
Родион Лапцуев,
“Науки о данных”
Закончил магистратуру с отличием, учился на специализации “Интеллектуальные системы и структурный анализ”. Занимается исследованиями в области машинного обучения.
«Анализ данных и машинное обучение — это интересно, потому что это постоянно развивающаяся область, которая пытается найти решения более эффективные, чем уже существующие, при том в самых разных отраслях. С такой специализацией ты можешь найти себя почти в любой отрасли, в которой нужна автоматизация, и это очень круто».
Читать интервью
— Я закончил бакалавриат по другому профилю, эконом, тоже в Вышке, но в Питере. Продолжать заниматься экономикой мне не очень хотелось и я подумал, что самое интересное, чему я дальше могу учиться — это сomputer science. В приоритете у меня сразу был ФКН, потому что я хотел программировать и заниматься анализом данных. Меня больше интересовал даже не факультет, а программа. Я решил, что если я поступлю на “Науки о данных”, то пойду только на эту программу. В итоге так и вышло, я написал олимпиаду и прошел.
Приходилось ли тебе уже применять знания и навыки, полученные в магистратуре, в реальных проектах?
— Весь этот год я работал аналитиком в геймдеве. Там я занимался очень близкими к учебе вещами: машинным обучением, reinforcement learning’ом (RL), строил предиктовые модели.
Самый крутой проект, был связан с RL, где я учил боты для нард. Но самым интересным проектом для меня была моя магистреская работа, где я обучал GAN (генеративно-состязательная сеть, алгоритм машинного обучения без учителя) и использовал для этого необычную технику — importance sampling (выборка по значимости).
А что именно тебя привлекает в анализе данных и ML?
— Анализ данных и машинное обучение — это интересно, потому что это постоянно развивающаяся область, которая пытается найти решения более эффективные, чем уже существующие, при том в самых разных отраслях. С такой специализацией ты можешь найти себя почти в любой отрасли, в которой нужна автоматизация, и это очень круто.
Что для тебя значит быть выпускником Вышки?
— Поскольку я учился только в Вышке, мне сложно сравнить ее с другими вузами. По отзывам других — здесь намного меньше головной боли о всяких мелочах. Мне нравится, что интегрируются онлайн курсы, это очень здорово, я бы хотел, чтобы их стало еще больше, такие курсы очень помогают и многое объясняют. В целом, для меня это очень достойное образование.
Гельфанд Михаил Сергеевич
Гринкруг Ефим Михайлович
Объедков Сергей Александрович
Устюжанин Андрей Евгеньевич