Будущая профессия
Организаторы программы «История современного мира» исходят из того, что современные общества в гораздо большей степени, чем прежние, управляются с опорой на профессиональные знания и экспертизу. Не случайно социологи и политологи применяют для их описания понятия «информационное общество», «экспериментальное общество», «общество риска», «общество знания» и т.д.
Для современных обществ характерна зависимость индивида от «экспертов», то есть высокообразованных специалистов, в число которых входят и историки. Именно они (их учебники, публицистические статьи, публичные комментарии, выступления в масс-медиа) предлагают современникам интерпретационный контекст происходящего. В то же время, наблюдаемая сегодня историзация политического и даже обыденного языка, обостряет дефицит профессиональной рефлексии о роли знания и экспертов в российской истории.
Создание данной программы связано с растущим интересом общества и особенно экспертных групп к истории и социологии знания (в том числе отечественного образования и науки, медийного знания, массовых представлений) и потребностью в историческом обосновании современных стратегий развития науки, культуры, идеологии. Для решения этих задач требуются специалисты, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Реализация программы будет способствовать развитию как профессиональных, так и общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления) и обеспечит их конкурентоспособность на современном рынке труда.
Предполагается, что выпускники будут, с одной стороны, ориентированы на академическую и преподавательскую работу, а с другой – на самые разнообразные ниши рынка интеллектуального труда, где востребована качественная и специализированная подготовка.
Одна из главных перспектив программы – соотнести в исторической динамике профессиональную идентичность гуманитария с меняющимися запросами общества относительно результатов его труда, что обеспечит выпускникам магистратуры необходимую социальную мобильность.
Реализация магистерской программы «История современного мира» предполагает подготовку специалистов, которые:
- обладают глубокими знаниями методологических проблем современной исторической науки;
- владеют фактическим материалом по истории научного знания истории России и Запада;
- видят отличия различных интеллектуальных традиций и способны осуществлять перевод языка одной исторической культуры на язык другой;
- владеют междисциплинарными методами исследовательской работы и в состоянии их применять в различных областях знания;
- представляют типичность и историческую специфику производства и распространения знания в России и в культурах Запада;
- способны применять исследовательский инструментарий к изучению специализированного и обыденного знания, факторов его формирования и циркуляции;
- умеют осуществлять исследовательскую работу в коллективных проектах;
- умеют вести поиск необходимой информации, используя как традиционные, так и новейшие информационные технологии, обрабатывать и анализировать разнородные информационные источники;
- умеют выявлять и анализировать специальную научную литературу на различных языках;
- обладают навыками архивной эвристики и источниковедческого анализа, необходимыми для осуществления самостоятельных качественных научных изысканий по российской истории и западных стран;
- обладают практическими навыками производства и передачи знания в различных сферах профессиональной деятельности (включая преподавание в высших и средних учебных заведениях, учреждениях постдипломного образования, а также работу со СМИ и в области популяризации исторических знаний);
- владеют навыками проведения фундаментальных исследований в области истории знания и образования;
- умеют представлять итоги проведенной работы в виде отчетов, аналитических записок, тезисов, рефератов, статей, электронных презентаций, оформленных в соответствии с требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати;
- способны к самостоятельному профессиональному развитию и совершенствованию в профильных направлениях;
- умеют вести научные дискуссии.
Профессиональная деятельность выпускников магистерской программы по направлению подготовки «История» нацелена на исследование и изучение истории знания в ее социокультурном и политическом измерениях, включая ее отражение в источниках, а также на освоение междисциплинарных методов анализа разных форм знания, исследование социальной реальности прошлого на основе анализа исторических источников с использованием междисциплинарных методов познания.
Отечественный рынок труда испытывает потребность в специалистах, подготовленных к научному анализу различных форм производства и эволюции знания и владеющих всем многообразием жанров освещения проблем истории знания (преподавательская деятельность, исследовательская и редакционно-издательская работа, журналистика).
Эффективность выпускников магистерской программы «История современного мира» на рынке образовательных услуг обеспечивается сочетанием в структуре их подготовки аналитического и практического компонентов.
Магистранты овладевают как аналитическими навыками, позволяющими им самостоятельно составлять программы и методики обучения (включая подготовку курсов по интеллектуальной истории, истории идей и идеологий, истории науки и образования и т.д.), так и практическим опытом преподавания.
Успешно пройдя программу обучения, магистрант будет востребован, прежде всего, как исследователь и преподаватель, но также как эксперт и деятель «публичной истории». Он найдет применение своим знаниям и навыкам, как в научно-исследовательских институтах, так и в образовательных учреждениях, редакционно-издательских предприятиях, информационно-аналитических центрах и т.д.
Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:
Образовательные учреждения:
- государственные и негосударственные вузы;
- центры повышения квалификации преподавателей и других работников образовательной сферы;
- учреждения среднего профессионального педагогического образования (педагогические, музыкально-педагогические, художественно-педагогические колледжи);
- государственные и негосударственные средние общеобразовательные учреждения.
Государственные учреждения управления образованием:
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Министерство культуры Российской Федерации;
- федеральные агентства образования, культуры, науки, охраны памятников;
- департаменты образования мэрий;
- районные и иные управления образования;
- консультационные центры профессиональной ориентации.
Негосударственные организации:
- компании, предоставляющие услуги по получению среднего, высшего и специального образования за пределами РФ;
- культурные центры при посольствах (преимущественно консультационные центры по вопросам образования за пределами РФ);
- негосударственные центры и курсы дополнительного образования (административные структуры образовательных курсов).
Редакционно-издательские предприятия:
- редакции издательств учебной, педагогической, гуманитарно-научной, научно-популярной литературы, художественной литературы, литературы по искусству;
- редакции энциклопедий исторического, историко-культурного, историко-художественного, историко-религиозного профиля;
- редакции средств массовой информации;
- редакции сетевых изданий и интернет-ресурсов.
Выпускники программы «История современного мира» смогут решать задачи в следующих видах профессиональной деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
- подготовка и проведение самостоятельных исследований в сфере интеллектуальной истории;
- анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;
- использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем).
в педагогической деятельности:
- практическое использование знания основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;
- анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических явлений, роли экспертного знания и образования;
- применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
в организационно-управленческой деятельности:
- постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;
- организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;
- подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
- работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций.
в культурно-просветительская деятельности:
- содержательная разработка и научное обоснование историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
- подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радио передач и иных форм популяризации исторических знаний.
в экспертно-аналитической деятельности:
- разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ.