• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный семинар актуализирует и адаптирует к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных студентами в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения участники семинара узнают, как устроена историческая профессия: как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как пройти процедуру издания результатов исследования, как правильно найти журнал или издательство, фонд и коллег для сотрудничества. Студенты пишут и публикуют рецензии на книги, статьи, создают аннотации, делают заявки и готовят доклады и визуальные презентации на международные конференции. В семинар встроен мини-курс по аналитике исследовательских полей, позволяющий овладеть искусством науковедческого анализа историографии. НИС ведет команда исследователей-практиков, каждый из которых публикует статьи в журналах мирового топ-уровня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повысить культуру исторического исследования за счет знакомства с актуальными подходами в историографии, аналитического насыщения исторического исследования и рефлексивного отношения к академическому письму историка
  • Научиться ориентироваться в современных аналитиках и превращать базовые модели и концепты, вырабатываемые в рамках эпистемологических поворотов (от лингвистического до вычислительного, от дискурса и репрезентации до практики и аффективного режима), к задачам своего исследования
  • Способствовать развитию аналитической чувствительности студентов-историков за счет знакомства с дисциплинарным и междисциплинарным опытом теоретического насыщения исследования
  • Отработать навыки конструирования теоретической рамки магистерского исследования, написания и презентации магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
  • Представлять себе генеалогию социогуманитарной аналитики и перспективы ее использования в историческом исследовании
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь поставить научную проблему и обосновать ее актуальность
  • Уметь формулировать аналитическую рамку исследования на письме
  • Умение осуществлять поиск и отбор аналитических ресурсов, выбирать ключевые понятия и модели, встраивать аналитику в академические тексты разных жанров (заявка, статья, магистерская)
  • Развитие навыков подготовки историографических разделов, определения цели и задач исследования, исходя из анализа историографической ситуации
  • Способность оценивать основные тенденции развития историографии и оптимизация на этой основе навыков определения историографической ценности работ
  • Развитие навыков верификации историографических источников, отсечения псевдонаучных публикаций и исторических фальсификаций
  • Умение составлять библиографию, оформлять научно-справочный аппарат в соответствии с библиографическими ГОСТами, выделять ключевые слова в описании работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История культуры академического текста. Ученые степени в России: история и современность.
  • История культуры академического текста. Диссертация: история жанра и структура
  • История культуры академического текста. Рецензия: история жанра и практика написания.
  • Историографические поля. Тема 1. Историография и историографические обзоры
  • Историографические поля. Тема 2. Выявление историографических ресурсов
  • Историографические поля. Тема 3. Виды исторических исследований
  • Историографические поля. Тема 4. Специализированные и комплексные историографические обзоры
  • Историографические поля. Тема 5. Научная историография, историческая публицистика и массовые исторические представления
  • Источники личного происхождения в истории ХХ века
  • Новые источники по истории Второй мировой войны: дневники
  • Устная история Второй мировой войны: интервью. Особенности создания и специфика работы с аудио- и видеоинтервью
  • Специфика цифрового источниковедения: оцифровка источников по истории Второй мировой войны, базы данных и электронные архивы
  • Историческая компаративистика. Объекты и цели сравнения в истории
  • Историческая компаративистика. Методы сравнения
  • Историческая компаративистика. Ошибки и искажения в компаративных исследованиях
  • Историческая компаративистика. Применение компаративных методов в собственных исследованиях
  • История и теория
  • Рождение аналитики
  • Лингвистический поворот
  • Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
  • Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптика
  • Пространственный поворот, культурная топология и масштабирование
  • Практический поворот, перформативность и практическое действие
  • Больше поворотов
  • Ориентация и навигация
  • Письмо. Как писать о теории?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка определяется пропорционально по блокам.
  • неблокирующий практические задания
    Составление CV. Составление УДК.
  • неблокирующий рецензия
    Студенты выбирают книгу 2020-2023 года издания по теме магистерской диссертации. Книгу необходимо прочитать, подготовить рецензию и выступить на семинаре.
  • неблокирующий экзамен
    Беседа по темам курса
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме в конце 3-го модуля с целью определения степени усвоения материала по лекционным и семинарским темам (рассчитана на 60 мин).
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий анализ дневника
  • неблокирующий Творческая работа
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
    работа на семинарах, до 25 баллов, до 5 баллов за участие в одном семинаре; вопросы, развернутые комментарии, обсуждения кейсов, участие в аналитической работе во время занятия приветствуются
  • неблокирующий Творческие письменные задания
    максимальный накопительный балл 25, максимальный балл за письменное задание - 5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * практические задания + 0.2 * практические задания + 0.4 * работа на семинарах + 0.4 * работа на семинарах + 0.3 * рецензия + 0.3 * рецензия + 0.1 * экзамен + 0.1 * экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Аудиторная работа + 0.15 * Аудиторная работа + 0.15 * Доклад + 0.15 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.25 * анализ дневника + 0.25 * анализ дневника + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * работа на семинарах
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    0.2 * Творческая работа + 0.2 * Творческая работа + 0.2 * активность на семинарах + 0.2 * активность на семинарах
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * Участие в семинарских обсуждениях + 0.3 * Участие в семинарских обсуждениях + 0.3 * Творческие письменные задания + 0.3 * Творческие письменные задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Comparative historical analysis in the social sciences, , 2003
  • Comparative-historical methods, Lange, M., 2013
  • Godfrey, D. G. (2006). Methods of Historical Analysis in Electronic Media. Mahwah, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167382
  • Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
  • Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
  • Morris, R. C., & Spivak, G. C. (2010). Can the Subaltern Speak? : Reflections on the History of an Idea. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584675
  • Plamper, J., & Tribe, K. (2015). The History of Emotions : An Introduction (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929154
  • Беззубова, О. (2014). Визуальная Культура И Визуальный Поворот В Культуральных Исследованиях Второй Половины Хх Века. Аналитика Культурологии, (28). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544951
  • Вопросы к немецкой памяти : статьи по устной истории, Нитхаммер, Л., 2012
  • Историография истории России. Выдающиеся историки XVIII-XX веков : учебное пособие для академического бакалавриата, Володихин, Д.М., 2019
  • Историческая культура императорской России : формирование представлений о прошлом : коллективная моногр. в честь проф. И. М. Савельевой, Антощенко, А. В., 2012
  • Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Казус : индивидуальное и уникальное в истории, , 2022
  • Макогон, Т. (2012). «Пространственный Поворот» И Возможность Новационных Подходов В Социально-Философском Дискурсе. Известия Томского Политехнического Университета, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14038118
  • МАРТИРОСЯН К.М. (2015). «Практический Поворот» («Practiceturn») В Социальной Философии. Актуальные Вопросы Современной Науки, (41). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16038372
  • Научное рецензирование в гуманитарных дисциплинах : жанр, исследования, тексты, , 2020
  • Обманутая, но торжествующая Клио: Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке, Козлов, В. П., 2001
  • ОНС: общественные науки и современность. N.3, , 2007
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018
  • Профессионализм историка и историческое знание, Тоштендаль, Р., 2014
  • Соколов, А. Б.  История исторической науки. Историография Новой и Новейшей истории : учебник для вузов / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07181-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513423 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стратегическое планирование в библиотеке : теория и практика (по зарубежным источникам): научно-реферативный сборник, , 1999
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008
  • Трубникова, Н. (2012). «Пространственный Поворот» Современной Западной Историографии: Лики Всемирной Истории В Эпоху Глобализации. Современные Исследования Социальных Проблем, (9 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13996975
  • Что такое глобальная история?, Конрад, С., 2018
  • Что такое интеллектуальная история?, Уотмор, Р., 2023
  • Штратникова, А. В.  Библиография библиографии : учебник для вузов / А. В. Штратникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10850-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495092 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Эпоха крайностей : короткий двадцатый век (1914-1991), Хобсбаум, Э., 2020
  • Ястреб, Н. (2015). Вычислительный Поворот В Философии. Философские Проблемы Информационных Технологий и Киберпространства, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15832594

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Patai, D., & Corral, W. H. (2005). Theory’s Empire : An Anthology of Dissent. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149713
  • Schatzki, T. R., Knorr-Cetina, K., & Savigny, E. von. (2001). The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=134021
  • The Optical Unconscious of Big Data:Datafication of vision and care for unknown futures. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.313B0DF6
  • Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
  • Великое расхождение : Китай, Европа и создание современной мировой экономики, Померанц, К., 2017
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне, , 2019
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
  • Дневник 1941 - 1946, Гельфанд, В. В., 2016
  • ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Мир России. Социология. Этнология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15846416
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
  • Одесса: жизнь в оккупации, 1941 - 1944, , 2013
  • Социология вещей: Сборник статей / Под ред. Вахштайн В. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 392 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-025-1
  • СССР во Второй мировой войне: оккупация, Холокост, сталинизм, , 2014
  • Язык новых медиа, Манович, Л., 2018

Авторы

  • Ильина Кира Андреевна
  • Хлевнюк Олег Витальевич
  • Попов Алексей Алексеевич
  • Бикташева Алсу Назимовна
  • Орлова Галина Анатольевна
  • Будницкий Олег Витальевич