• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайн исторического исследования в условиях «цифрового поворота»

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровые технологии на протяжении десятилетий применяются в исторических исследованиях, формируя на стыке программирования и гуманитарных наук особое поле digital humanities. В исторических исследованиях методы программной обработки до недавнего времени касались почти исключительно обработки количественных данных, 3D-моделирования, ГИС-технологий и создания различных цифровых баз данных и цифровых архивов. Однако, быстрое развитие технологии нейронных сетей в последние годы, с одной стороны, открыло широкие возможности для применения цифровых технологий практически в любых исторических исследованиях, но с другой – обострило проблему неквалифицированного и неэтичного использования компьютерных программ. Данный курс нацелен на формирование базовых знаний и навыков применения цифровых технологий при разработке дизайна собственного исторического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний о существующих цифровых инструментах сбора и анализа массивов данных, основных принципов их работы, включая принципы работы генеративных моделей
  • Знакомство с примерами использования цифровых инструментов в исторических исследованиях
  • Формирование навыков использования современных цифровых технологий при разработке дизайна собственного исследования
  • Знакомство с основными аналитическими и этическими ограничениями при использовании цифровых технологий, включая генеративные модели анализа данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать общие принципов применения цифровых технологий в исторических исследованиях
  • уметь применять программы ИИ для нужд собственного исследования
  • иметь представления о базовых особенностях функционирования ИИ (видах алгоритмов обучения, их возможностях и ограничениях)
  • уметь оценивать потенциальные риски и ограничения использования нейронных сетей при разработке дизайна и создании текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История применения цифровых технологий в исторических исследованиях
  • Раздел 2. Возможности цифровых технологий в дизайне исследования
  • Раздел 3. Ограничения в использовании цифровых технологий
  • Раздел 4. Этические риски и пути их минимизации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обсуждения на семинарах
  • неблокирующий Групповой проект (в группах по 2-3 человека)
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен представляет собой устный ответ на один из пятнадцати вопросов по теме курса. На подготовку ответа отводится 20 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Групповой проект (в группах по 2-3 человека) + 0.4 * Обсуждения на семинарах + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Digital methods, Rogers, R., 2013
  • Историческая информатика : эволюция междисциплинарного направления, Гарскова, И. М., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A guided tour of artificial intelligence research. Vol. 1: Knowledge representation, reasoning and learning, , 2020
  • Doing digital methods, Rogers, R., 2019

Авторы

  • Попов Алексей Алексеевич
  • Бикташева Алсу Назимовна