Мастяева Ирина, выпускница магистратуры 2016 г., поделилась своими впечатлениями о программе «Историческое знание»
В 2013/2014 году, когда я принимала решение о выборе магистерской программы, я училась в Вышке, на факультете истории (сейчас – Школа исторических наук гуманитарного факультета НИУ ВШЭ). Что качается выбора направления, вопросов не возникало: я хотела продолжать заниматься историей, а вот выбор учебного заведения стал настоящей проблемой. Тот учебный год был для меня одновременно очень удачным и очень трудным. Осенью я выиграла и премию "Серебряный птенец", и конкурс НИРС – необыкновенный успех. С другой стороны, подготовка к ГОСам и написание ВКР занимали все свободное время. Поэтому возможность избежать вступительных экзаменов, заняв высокое место на олимпиаде по поступлению в магистратуру НИУ ВШЭ, на программу, предложенную родным истфаком, показалась неплохим вариантом. Но без приключений все же не обошлось. В результате удивительного стечения обстоятельств (волонтеры сочинской Олимпиады не успевали вернуться к марту, обычному времени проведения олимпиады на поступление), олимпиада совпала по времени с апрельской поездкой победителей НИРСа в Голландию. В итоге Олимпиада в Сочи едва не помешала "олимпиадникам": участие оказалось под угрозой, причем, не только у меня, но у десятка победитей-четверокурсников. Однако, после недолгого обсуждения, администрация Вышки пошла нам на встречу: олимпиадные задания в запечатанных пакетах поехали вместе с нашей группой в Роттердам и мы выполнили их в походных условиях – в конференц-зале гостиницы в предпоследний день перед возвращением в Москву. Мне поступить удалось. Не знаю, как именно сложилась судьба других ребят, которые писали олимпиаду вместе со мной, но имена многих из них мелькают на новостном портале Вышки.
Впрочем, магистратура истфака Вышки была не единственным вариантом. Альтернативой был истфак МГУ, главным преимуществом которого являлось наличие магистратуры по Средним векам – моей специальности. В Вышке такой отдельной магистратуры пока нет.
В итоге, выбор был все же сделан в пользу магистерской программы НИУ ВШЭ по социальной истории (специализация в рамках магистерской программы по истории знания). Несмотря на отсутствие специальных медиевистических предметов: латыни, палеографии, – социальная история имела свои преимущества. Будучи одним из самых необъятных направлений исторической науки, она предоставляла практически полную свободу в выборе темы. А значит, я могла без проблем продолжить заниматься Средними веками. В то же время, для меня, обычно занимающейся историей культуры, это была возможность освоить новые методы исследования. Однако решающую роль все же сыграло мое поступление во Французский университетский колледж при МГУ: планируя учиться одновременно в двух местах, я хотела быть уверенной в отсутствии неприятных сюрпризов. В родном истфаке я была уверена, а магистратура при истфаке МГУ запускалась в тот год в первый раз, если я не ошибаюсь. В любом случае, она была совсем новой. Будучи выпускницей первого набора истфака Вышки, я хорошо понимала, что первый год работы магистратуры в МГУ будет непростым. Речь шла не о профессионализме преподавателей МГУ, в котором я не сомневалась, а скорее о неизбежных административных трудностях. Поэтому я выбрала надежность. И не прогадала.
Когда я поступала в магистратуру, я была уверена в высоком уровне преподавания на программе. И здесь мои ожидания полностью оправдались. Моя особая благодарность нашему преподавателю текстологии, Д.А. Добровольскому. Только когда я вернулась в Москву с парижской стажировки по палеографии, я впервые почувствовала себя достаточно подготовленной, чтобы вести с ним диалог (а не просто восхищенно внимать как раньше). Трудными (по крайней мере, для меня), но продуктивными были занятия К.А. Левинсона по "Истории массовых представлений". Привыкнув к моим немногочисленным текстовым источникам, я долго адаптировалась к работе с цифрами, но мне не на что жаловаться: я узнала много нового, как и хотела.
Что касается совмещения учебы в магистратуре и в Колледже, мои надежды также оправдались. Наши преподаватели проявили удивительную чуткость и, хоть мне изредка и "попадало" (обычно – внеплановыми письменными работами) за недельные и даже двухнедельные "исчезновения" из-за накладок в расписании магистратуры и Французского колледжа, в целом, меня все очень поддерживали.
Поступив в магистратуру, я осталась в том же университете, на том же факультете – продолжила изучать историю в Вышке. Так что и аудитории, и преподаватели, и учебные традиции (знаменитые вышкинские дедлайны, например; или не менее легендарная LMS, к которой с трудом привыкают новички) в большинстве своем, остались прежними. Изменилась атмосфера. Магистратура отличается от бакалавриата примерно также, как школа от университета: еще больше свободы, еще больше ответственности. Пар мало, они вечером, практически все однокурсники понемногу подрабатывают. Настроиться на учебу в таких условиях гораздо сложнее, чем в бакалавриате.
Вопрос о том, можно ли стать хорошим историком, не имея за плечами исторического бакалавриата или специалитета, часто обсуждался в нашей магистратуре, иногда даже напрямую в ходе занятий (в НИСе, под руководством И.М. Савельевой). С моей точки зрения, ничего невозможного в принципе нет. В конечном счете, все зависит от человека: даже если он осознал, что его призвание - это история, только через четыре года учебы на бизнес-информатике, ничто не мешает ему стать историком. Но это потребует от него в разы больше усилий, чем от бакалавра-историка, ведь он должен будет очень быстро приобрести множество специфических навыков и знаний, освоить и работу с источником, и историографию. Риск сломаться, не выдержав нагрузки, очень велик. Но, если человеку все удастся, получится не просто историк, но специалист с уникальным набором навыков и широким кругозором, исследователь, способный на нестандартные решения. А это очень ценно.
Моя специальность – история Средних веков или медиевистика, причем западная. Это не самый редкий выбор для студента, особенно в Москве и Петербурге, с их сложившимися школами и традициями изучения медиевистики. Я люблю мои темы, связанные с историей средневековой культуры и интеллектуальной жизнью людей прошлого. Несмотря на то, что мои герои – это ученые и преподаватели, жившие тысячу лет назад, – их радости и проблемы удивительно похожи на каждодневные "приключения" современных ученых: чувство удовлетворения от завершения нового сочинения, научные дискуссии, встречи с коллегами, и, в то же время, небольшой заработок, нехватка нужных книг... Конечно, люди Средневековья думали и поступали иначе, их система ценностей непохожа на нашу, но мне приятно, что иногда, если мне повезет и я очень постараюсь, мне удается сделать их немного ближе и понятнее.
Хороший специалист легко найдет применение своим знаниям практически в любой области, а у нас в магистратуре дают действительно неплохую подготовку. Конечно, историк вряд ли будет востребован на заводе, но, если у этого завода большой архив, то историк и здесь пригодится. Не подумайте, что это так скучно, как может показаться: одна моя однокурсница совершенно счастлива на подобной работе. Все зависит от характера самого человека: кто-то уйдет в политику или, в целом, в сферу управления, кто-то останется в университете или станет школьным учителем. Есть те, кто уже в магистратуре начинают успешную карьеру журналиста-публициста. Главный плюс нашей магистерской программы в том, что она дает в этом смысле полную свободу.
С самого начала учебы в университете я была нацелена на академическую карьеру. А это требует сосредоточенности на учебе, и на работу времени практически не остается. Но в моем "послужном списке" есть должности и сотрудника лаборатории, и учебного ассистента. Последнее для меня особенно важно: я уверена, что знания бесполезны, если ты не можешь передать их другим. Учебный ассистент – не преподаватель, но те навыки, которые я успела приобрести за время учебы, я старалась привить и студентам. Есть много мелочей, которые создают науку: от корректного выбора темы до правильного оформления сносок. Всему этому меня когда-то научили мои преподаватели, а я стараюсь научить студентов.
Сейчас я завершила очередной этап обучения, и это лето снова будет решающим. Я собираюсь продолжить академическую карьеру, а значит мне предстоят новые вступительные экзамены. Ближайшие два месяца покажут, где именно я буду писать мою диссертацию.
Будьте готовы принимать решения самостоятельно и отвечать за них. Наша магистерская программа практически не имеет специализации, а значит очень многое будет зависеть от вас самих. И, конечно, начинайте писать заданную вам письменную работу сразу, как только вам дадут тему: нет ничего внезапнее дедлайна, а LMS обязательно зависнет в 23.59!