Фадеева Марина, выпускница магистратуры 2016 г., поделилась своими впечатлениями о программе «Историческое знание»
В 2010 г. я стала призёром Всероссийской олимпиады по истории, что давало мне возможность без экзаменов поступить на любой истфак. На самой олимпиаде проходила презентация ф-та истории МГУ, и после этого я окончательно поняла, что туда я не пойду никогда. Консервативный настрой и средний пост-пенсионный возраст преподавателей мне показались слишком суровым испытанием. Тут я как раз попала на день открытых дверей нового факультета в Вышке — факультета истории — и увидела своими глазами, что Вышка оказалась точно такой, как нам рассказывали в школе. От всего происходящего так и веяло энергией, задором, предвкушением чего-то нового и грандиозного, а ещё духом свободы. Как после этого можно было выбрать другой факультет и вуз — я отнесла документы на факультет истории в Вышке.
НИС по истории повседневности, в котором я училась все четыре года бакалавриата. Благодаря участию в этом НИСе я нашла научного руководителя, А.Б. Каменского, под руководством которого я пишу уже шестой год, ракурс рассмотрения прошлого — такой взгляд на прошлое, который не упускает из внимания самых разных деталей, уделяет внимание в равной степени и сильным мира сего, и «маленькому человеку». А ещё наша семинарская группа именно в рамках НИСа первый раз попала на экскурсию в архив: мы были в РГАДА, смотрели на источники и на саму работу историков в читальном зале. На первом курсе бакалавриата этот поход казался занимательным путешествием, а потом оказалось, что работа с архивными материалами стала частью и моей повседневности.
У моего курса была практика в Историческом музее, где мы не только много раз вдоль и поперёк обошли музейные залы, но и побывали в запасниках. Археологические материалы, иконопись, реставрация, библиотека, совмещённая с хранилищем редких книг — это были очень яркие впечатления. Также была у моего курса и архивная практика, так на 3-м курсе я снова оказалась в РГАДА, только на этот раз попала в святая святых — закрытые для простых посетителей помещения. Наша группа готовила книги XVII в. к оцифровке, мы носили халаты, казавшиеся не менее примечательным историческим артефактом, чем лежащие на полках материалы. Это было очень интересный опыт.
На первом курсе я принесла руководителю план работы на четыре года, он тогда посоветовал мне не спешить и справиться сначала с первой курсовой работой. Тогда мне было это непонятно, мне казалось, что я уже заранее знаю, чем буду заниматься, но оказалось, что к концу первого курса поняла, что хочу поменять тему. Мне всегда была интересна история России, со школы я больше всего любила XIX в. и знала, что буду заниматься только им. Со второго курса я поняла, чем именно мне хочется заниматься в истории XIX в. — историей студенчества. Со второго курса бакалавриата и вплоть до выпускной работы в магистратуре я не меняла тему, каждый год находя для реконструкции новые сферы из повседневной жизни студентов Московского Императорского университета.
В конце 4го курса я победила в Вышкинской олимпиаде (по направлению история знания), и потом, недолго раздумывая, подала документы в магистратуру. Случались курьёзные случаи, когда, например, только что сдавших гос.экзамен по истории и источниковедению студентов, пришедших в магистратуру из бакалавриата (нас было где-то половина) хотели записать на адаптационный курс по истории и источниковедению. К счастью, нам удалось этого избежать. Во время учёбы в магистратуре я смогла уехать в Варшаву по программе студенческого обмена, где провела месяц, сумев поработать в том числе и в архиве Варшавского университета.
В сравнении с бакалавриатом в магистратуре было куда больше возможностей для того, чтобы заниматься исследованием. Хотя я формально продолжала ту же тему, по которой защищала ВКР в бакалавриате, для меня это было важным. Вечернее время учёбы также было несомненным плюсом — оно позволяло выстроить расписание таким образом, чтобы можно было совмещать учёбу, написание работы и всю остальную жизнь.
Во время учёбы я работала над организацией и продвижением в Москве передвижной выставки, посвящённой жизни Анны Франк и истории Холокоста («Анна Франк: уроки истории»). Моё историческое образование, знания в области истории повседневности, а также наблюдения за работой экскурсовода помогли мне в работе над этим проектом.
Мне кажется, моя связь с историей сохранится, а вот в каком качестве она будет проявлена — будет ли это судьба академического историка или я буду заниматься общественной деятельностью с историческим бэкграундом — я ещё не знаю.
Вышка любит находить свою связь с древними латинскими истинами, так что если продолжать эту тенденцию, то, мне кажется, приписанное Горацию выражение вполне бы подошло: Nil mortalibus arduum est — Для смертных нет ничего недоступного
А ещё я помню, как накануне большой первой зимней сессии, обозревая график приближающихся дедлайнов, мы мрачно шутили: я не удивлюсь, если к концу декабря деканат потребует изгнать мавров из Испании. Вышкинские историки бы изгнали, не сомневаюсь.