Нужен ли России «русский марш»? / Колонка социального психолога
«Русский марш» – уже традиционное шествие русских националистов в день народного единства, происходящее по всей стране. В нем участвует достаточно большое количество человек, поэтому невозможно оставить это явление без внимания. О нем нужно говорить, потому что это довольно весомая часть сегодняшних политических событий в России.
Это событие можно оценивать с различных позиций: политологии, социологии, права. Но я бы хотел рассмотреть его с точки зрения социальной психологии.
Что представляет собой «русский марш»? Собрание радикальных националистов различных мастей. Возникает вопрос - откуда берется этот радикальный национализм?
В принципе, национализм, если понимать его как любовь к своей нации, – абсолютно нормальное явление, характерное для любых этнических групп. Социальный психолог А. Тэшфел выявил такой феномен, как ингрупповой фаворитизм – благосклонность к своей группе, предпочтение ее другим группам. Для возникновения ингруппового фаворитизма достаточно лишь простого осознания себя как члена группы. В качестве группы может рассматриваться любая общность людей, в том числе и этническая.
Ингрупповой фаворитизм не обязательно должен проявлять себя агрессивно. При определенных условиях он вполне может сочетаться с уважением других групп. Но могут существовать также и факторы, которые в сочетании с ингрупповым фаворитизмом могут приводить к ярким всплескам ненависти к другим группам. Рассмотрим эти факторы.
Установлено, что на отношения к представителям других народов влияет характер этнической идентичности. Этническая идентичность – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы. Этническая идентичность может быть как положительной, когда индивид позитивно относится к своей этнической группе, так и отрицательной, когда индивид, соответственно, свою группу недолюбливает, стыдится и т.п.Позитивная этническая идентичность ведет к положительной оценке других этнических групп. Отрицательная этническая идентичность – к отрицательной. Таким образом, только уважая свой народ, можно уважительно относиться и к другим.
К сожалению, в России, где долгое время этническое самосознание русских заменялось искусственным понятием «советский народ» (которое выполняло важную функцию «надэтнической», общенациональной идентичности), русские очень разобщены. Многие не знают своей собственной культуры, языка, традиций. В сознании многих русских остались лишь навязанные стереотипы о себе как о пьяницах и бездельниках. Естественно, столь негативная этническая идентичность усиливает нетерпимость по отношению к другим народам.
Механизм влияния идентичности на отношение к другим народам хорошо показывает теория социальной идентичности. Согласно данной теории представление человека о том, кто он есть, определяется его членством в группе. Люди всегда стремятся иметь позитивную социальную идентичность, то есть иметь положительное представление о группе, в которой они состоят. Если это не получается, то усилия могут направляться на то, чтобы «принизить» другие группы и на их фоне смотреться более выигрышно. Таким образом, негативные представления о своем этносе могут выливаться в уничижении других народов.
Нынешнюю ситуацию в области межнациональных отношений в России можно рассмотреть и с точек зрения теории реального конфликта и теории относительной депривации. Теория реального конфликта говорит о том, что напряжение между группами возникает вследствие конкуренции за право обладания ограниченными ресурсами. В качестве ограниченных ресурсов в России, как правило, выступают рабочие места. И, действительно, среди националистов популярна точка зрения, что «приезжие отнимают работу у населения». Тем не менее, согласно данным Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, мигранты прежде всего идут в те области, где русские работать не хотят. Теория относительной депривации исходит из того, что межгрупповой конфликт возникает вследствие того, что члены группы ощущают, что с ними обходятся несправедливо, что по сравнению с членами других групп за одинаковое усилие им будет полагаться меньшее вознаграждение, а за проступок большее наказание. В качестве иллюстрации работы данной теории в России можно привести пример массовых беспорядков на Манежной площади в Москве, когда факт несправедливого проведения расследования в отношении убийства русского болельщика выходцами из Северного Кавказа спровоцировал многотысячные акции протеста.«Русский марш» в центре Москвы. © Артем Сизов/Ridus.ru
Также кросс-культурными психологами установлено, что на отношение к другим народам влияет ощущение безопасности по отношению к своей культуре и этносу. Если присутствует ощущение угрозы существования собственной культуры, этноса, то это также увеличивает этническую нетерпимость. В России в настоящее время идет серьезная миграционная экспансия со стороны стран Средней Азии. За последнее десятилетие этнический состав российских городов изменился очень сильно. Естественно, такое положение дел может вызывать страх не только у русского, но и других коренных народов России. И это еще один фактор, повышающий уровень этнической нетерпимости.
Приведенные выше факторы объясняют, почему большое количество народа посещают «русский марш». Запрещать его - абсолютно бесполезная и даже опасная затея. Потому что, в данном мероприятии происходит выход отрицательной энергии. При отсутствии возможности выхода данной энергии, она будет накапливаться и может выливаться уже в преступлениях в отношении представителей других народов.
Позитивным решением же было бы изменить лозунги «русского марша», выражающие нетерпимость по отношению к другим народам, на лозунги, выражающие любовь к своему народу. И, к счастью, такие лозунги начинают появляться на «русском марше».
Таким образом, «русский марш» - абсолютно закономерное явление, отражающее сегодняшние негативные моменты в культурной и миграционной сфере в России. Чтобы преодолеть шовинистические настроения, необходимо прежде всего разобраться с этими двумя областями: усилить миграционный контроль в отношении выходцев из стран Средней Азии для предотвращения нелегальной миграции, способствовать формированию позитивного самосознания русских. Русский марш как марш людей, любящих свою нацию и пропагандирующих свою культуру, как это ни парадоксально звучит, может быть одним из плацдармов для решения проблемы этнической нетерпимости в России.
Антон Скользков,
студент 1 курса магистерской программы
«Прикладная социальная психология»
*мнение автора может не совпадать с мнением руководства магистерской программы