Эффект Люцифера или "мама, человечество — это мое дело"? / Колонка социального психолога
В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения американского психолога Филиппа Зимбардо. Его имя вошло в историю современной психологии, в первую очередь, в связи с проведенным им и его коллегами Стэндфордским тюремным экспериментом, в ходе которого 24 обычных студента колледжа были разделены на «надзирателей» и «заключенных» и помещены в условия, имитирующие тюремное заключение. Очень скоро «надзиратели» стали надзирателями: они оскорбляли и наказывали «заключенных». Заключенные были морально сломлены и оказались на грани нервного срыва.Филипп Зимбардо
Одним из вопросов, который интересовал тогда исследователей, был вопрос о том, что заставляет хороших, обычных людей творить зло, и насколько непроницаемой является граница между добром и злом. Зимбардо, опираясь на результаты эксперимента, пришел к выводу, что эта граница очень даже проницаема. Преобразование характера обычного, нормального человека, происходящее в момент совершения им зла, исследователь назвал «эффектом Люцифера» (The Lucifer effect).
Именно этот эффект проявился, когда участвовавшие в эксперименте студенты повели себя в строгом соответствии с навязанной им системой ролью, причем впоследствии никто из них не мог понять, как такое могло произойти.
Интересной оказалась ситуация, когда в тюрьму пришел новый «заключенный» и повел себя необычно: он объявил голодовку. К этому времени остальные «заключенные» уже были эмоционально сломлены, и их миссия сводилась к тому, чтобы вместе с «охранниками» заставить его есть, и таким способом избежать санкций со стороны «охранников». То есть вместо того, чтобы стать героем для других «заключенных», он стал источником проблем и для тех, и для других. Теперь уже и «охранники», и «заключенные» объединили усилия, чтобы сломить сопротивление «бунтовщика».
Как отмечает сам Зимбардо, в процессе эксперимента и сами экспериментаторы привыкли к тому, что «каждый день оскорблений и насилия был основой для следующего». Ситуацию спасло то, что одна женщина (впоследствии – супруга Зимбардо), оценив происходящее, призвала к его прекращению. В итоге эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось остановить досрочно, и до сих пор к нему предъявляются претензии, связанные с соблюдением этических норм.
Ф.Зимбардо описал и семь основных социальных процессов, лежащих в основе «эффекта Люцифера»: первый бездумный маленький шаг в направлении зла, унижение других, отстранение от собственной личности, размытие личной ответственности, слепое подчинение приказам и групповым нормам, пассивное непротивление злу (бездействие или безразличие). Эти процессы могут быть запущены непривычной для человека ситуацией, ставящей человека перед выбором между добром и злом. Но ситуацию создает не сам человек: за нее ответственна обладающая властью система (в нашем случае – экспериментаторы, которые и сами не заметили, как стали частью своего эксперимента).
Однако все ли люди в одинаковых ситуациях ведут себя одинаково, и существует ли фактор, способный ему противодействовать? Зимбардо считает, что противоядием от зла является героизм, но при этом не надо думать, что герои – это какой-то особый вид людей со сверхъестественными способностями. Герои – обычные люди, и только сам факт героизма можно считать необычным. Одна и та же ситуация может сделать людей как носителями зла (в том числе и пассивными), так и героями: Стэндфордский эксперимент был остановлен обычной женщиной. Но для этого, как утверждает Зимбардо, нужно сказать себе вместо маминого, привычного с детства «не вмешивайся»: «мама, человечество — это мое дело».
При написании текста использованы материалы выступлений Ф.Зимбардо (Филипп Зимбардо: Как обычные люди становятся чудовищами... или героями и Зимбардо об эксперименте в "тюрьме")
Татьяна Рябиченко,
выпускница магистерской программы
«Прикладная социальная психология»