• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анатомия трагедии / Колонка социального психолога

Писать о трагедии Украины сухим научным языком очень трудно, но, видимо, не избежать... Я не могла этого делать довольно долго, несмотря на то, что местами в сознании всплывало: это же типичный межэтнический конфликт…, об этом писал Э.Эриксон, анализируя личность Гитлера.., это – «чистый» Милгрэм, а это – последствия ущемленной идентичности…

Луганск 4Начну, пожалуй, с идентичности. Есть в социальной и кросс-культурной психологии так называемая «гипотеза мультикультурализма», согласно которой ощущение безопасности своей культурной идентичности ведет к принятию других культур, и наоборот, угроза такой безопасности ведет к отвержению и агрессии в их адрес. Эта гипотеза доказала свою правоту во многих вариантах межгрупповых отношений, в том числе и в противостоянии в Украине. Недавно мне довелось ознакомиться с книгой Hagendoorn, Linssen and Tumanov (2001), в которой излагались результаты исследования межгрупповые отношений в пяти бывших республиках СССР сразу после его распада. Что потрясло самих ученых еще тогда, а меня – читавшую это сейчас – это случай Украины. Индексы межэтнической напряженности имели самые низкие значения в Украине и Белоруссии, но высокий уровень неоднородности Украины позволил специалистам предположить, что позитивные отношения в этой стране могут быстро превратиться в межэтническое противостояние. Авторы рассматривают Украину как классический пример пересекающихся категоризаций и навязанных идентификаций. Это этнические категоризации (украинцы - русские), лингвистические (украинский – русский языки), региональные (Западная, Центральная, Юго-восток и Крым) и экономические (промышленно развитый Восток - аграрный Запад). Обычно кросс-категоризации снижают вероятность негативных межгрупповых отношений и, тем самым, потенциальный межгрупповой конфликт (Hewstone, Islam, & Judd, 1993), но для этого требуется равная значимость всех этих категоризаций и идентификаций. Ученые назвали три условия, при которых может произойти серьезный межгрупповой конфликт в Украине: ухудшение экономической ситуации, рост напряженности между Украиной и Россией, дальнейшая украинизация страны, ведущая к угрозе культурной идентичности русских (Kolsto, 1995). Как мы видим, все эти условия, к сожалению, имеют место, как и их трагические следствия в виде гражданской войны. 

ЛуганскВсе бывшие постсоветские республики, став независимыми государствами, переживали период формирования новой национальной идентичности, и часто эта идентичность строилась на отрицании прежних оснований самоидентификации – советской и русской. В самом этом процессе ничего плохого нет, если только он не строится на негативном сравнении с другими, которым приписываются все самые негативные черты в противовес новой, позитивной, «своей» идентичности. После Второй мировой войны Эрик Эриксон описал так называемую "новую идентичность", которую германский национализм предложил немецким подросткам. Эта идентичность была изначально ущербной, так как строилась в противовес негативной идентичности евреев, для которой были использованы антисемитские стереотипы, так что сильной, чистой и хорошей немецкая "высшая раса" была не сама по себе, а по контрасту с другими, "низшими" и не имеющими права на существование. По высказыванию Э.Эриксона, миллионы немцев с готовностью откликались на призыв Гитлера, продиктованный его болезненными видениями: "Сегодня наша - Германия, завтра - целый мир!" И виной этому единодушию была сформированная фашистской идеологией "новая немецкая идентичность" (Erikson, 1963). 
Это очень заразительно, особенно для молодых людей, не умеющих ждать, стремящихся иметь «все и сразу», соблазненных манящими огнями легкодостижимых свободы и благоденствия. Неокрепшее сознание не ищет истины, оно ищет основы для самокатегоризации, для которой нужны «мы» (своя сильная и «правильная» группа) и «они» (другие, «плохие», виновные в наших бедах). В рамках этой категориальной сетки и выстраивается жизнь целого поколения, ставятся и решаются задачи по усилению «нас» и ослаблению (а лучше – уничтожению) «их».

Луганск 2В этом отношении очень показательно стихотворение молодой украинки, получившее массу откликов в интернете: «Никогда мы не будем братьями», где проводится масса позитивных для украинцев сравнений с россиянами. Это тоже – конструирование жизненно необходимой для любого человека позитивной групповой идентичности. Важно понимать, что когда не находится объективных позитивных отличий, услужливый разум способен и негативное у «своих» превратить в позитивное и оправдать все: ложь, клевету, предательства, убийства невинных людей по принципу «сами виноваты»: сами себя сожгли, расстреляли и т.п… Это – феномен детского сознания, не способного просчитать последствия своего поведения и взять на себя ответственность за него. В этом стихотворении есть удивительные строчки: «…Вы себя окрестили «старшими» – нам бы младшими, да не вашими…». Незрелость, некая «вторичность», несамостоятельность, ведомость  прорывается в поиске другого ведущего, того, кто укажет путь и возьмет на себя ответственность за все…

Много бед способно натворить такое незрелое и безответственное сознание, мы уже это с горечью и ужасом наблюдаем… Есть еще и шлейф «маски» или «роли»: когда выбираемый герой, образец для подражания, начинает «навязывать» свои модели поведения, и часто это может происходить на неосознаваемом уровне. Плюс эффекты анонимности (маски, балаклавы) деперсонализации («колорады», «укропы»), удаленности от жертвы (авиаудары, артиллерийский обстрел), облегчающие убийства…

Луганск 3При этом ведется ожесточенная борьба с любой противоречащей информацией: уничтожение свидетелей (журналистов, беженцев), борьба с инакомыслием в собственных рядах, «охота на ведьм», которые будут только разгораться… 

В этих условиях очень трудно сохранить объективность, не озлобиться и понимать, что в гражданской войне, в ЛЮБОЙ войне, где убивают людей, нет победителей, есть только побежденные. Мне все чаще приходят на ум строки Максимилиана Волошина, написанные им в далеком 1919 году:



И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас тот против нас
Нет безразличных: правда с нами

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других

 

В трагические времена поэзия звучит точнее, чем сухое научное слово…  Но и наука иногда обладает даром пророчества. В исследовании Hagendoorn с коллегами было также высказано предположение, что если межгрупповой конфликт разгорится, то распад Украины по культурным (ценностным, идентификационным) границам неизбежен… 

 

Надежда Лебедева