Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательские семинары (НИСы) - это особый вид занятий, предлагаемый образовательными программами НИУ ВШЭ. На семинарах в группе и индивидуально разбираются проекты и диссертации студентов, что позволяет вести работу над исследованием, не отставая от дедлайнов и пользуясь поддержкой целого круга специалистов. Сменяемость преподавателй НИСов нацелена на расширение количества рекомендаций от практикующих исследователей с большим методологическим опытом. Вместе с супервизией научного руководителя это дает студенту четкое видение того, какие стандарты проведения исследований существуют в международном научном сообществе, а также позволяет найти конкретные методики, применимые в его теме.
В зависимости от выбранной научной области диссертации студенты разделяются на 2 группы: НИС по Организационной и экономической психологии и НИС по Социальной и кросс-культурной психологии.
Концепция научно-исследовательского семинара
«Организационная и экономическая психология»
для магистерской программы «Прикладная социальная психология»
Настоящий научно-исследовательский семинар рассчитан, прежде всего, на студентов, специализирующихся в области организационной и экономической психологии.
Целями Научно-исследовательского семинара «Организационная и экономическая психология» являются:
- Формирование навыков проведения теоретического анализа в области организационной и экономической психологии;
- Формирование навыков проведения эмпирических исследований и обработки данных;
- Подготовка магистерской диссертации.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- Иметь представление об основных направлениях исследований организационной и экономической психологии;
- Уметь проводить теоретический анализ проблем в области организационной и экономической психологии;
- Обладать навыками проведения эмпирических исследований и анализа полученных результатов.
- Подготовить и успешно защитить магистерскую диссертацию.
Научно-исследовательский семинар проводится рассчитан на два года обучения. В течение первого года обучения студент знакомится с международными стандартами проведения исследований и написания научных работ в области организационной и экономической психологии, а также разрабатывает теоретико-методологические основания собственного исследования. Итогом первого года обучения являются:
- Разработанные в соответствии с международными стандартами теоретические основания магистерской диссертации;
- Сформулированные исследовательские гипотезы;
- Разработанная методологическая база будущего эмпирического исследования;
- Курсовая работа.
Курсовая работа представляет собой теоретико-металогическую часть будущего магистерской диссертации. Курсовая работа защищается в конце первого года обучения.
В течение второго года обучения студенты дорабатывают теоретическую базу исследования, инструментарий и приступают к реализации эмпирического исследования, обработке данных и написанию магистерской диссертации.
Итогом второго года обучения на семинаре является магистерская диссертация, подготовленная в соответствии с международными стандартами.
Концепция научно-исследовательского семинара
«Социальная и кросс-культурная психология»
для магистерской программы «Прикладная социальная психология»
Научно-исследовательский семинар рассчитан на студентов, специализирующихся в области социальной и кросс-культурной психологии.
Целями Научно-исследовательского семинара «Социальная и кросс-культурная психология» являются:
- ознакомление студентов с международными стандартами качества по выполнению социально-психологического и кросс-культурного исследования;
- развитие умения представлять и обсуждать научное исследование;
- формирование навыков организации и проведения эмпирических исследований от постановки проблемы до обработки данных, написания текста диссертации и представления работы к защите.
Дисциплина направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
- Студент имеет представление об основных направлениях исследований социальной и кросс-культурной психологии;
- Студент знаком с исследовательскими методами в социальной и кросс-культурной психологии и умеет примять их адекватно целям и гипотезам исследования;
- Студент умеет самостоятельно планировать и реализовывать научное исследование согласно международным стандартам.
- Студент знаком и умеет применять современные технологии обработки данных и компьютерные технологии для организации исследования, обработки и представления полученных данных;
- Студент умеет грамотно описывать и представлять проведенное исследование.
Научно-исследовательский семинар проводится на английском языке и рассчитан на два года обучения. В течение первого года обучения студент знакомится со стандартами проведения исследований и написания научных работ в области социальной и кросс-культурной психологии, а также разрабатывает теоретико-методологические основания собственного исследования. Итогом первого года обучения являются:
- описание и обоснование методологии предполагаемого исследования, включая описание и аналитическое сопоставление необходимых теорий и моделей, ключевых понятий, определение проблемной области, в которой разрабатывается исследование и в которой студент намерен получить новое знание;
- развернутая программа исследования, включающая постановку проблемы и цели исследования, операционализацию основных понятий, формулировку гипотез и/или исследовательских вопросов, план реализации исследования: дизайн, инструментарий измерения переменных, описание необходимой выборки, предполагаемые способы обработки данных;
- оформленная в виде текста курсовая работа и защита работы при участии Академического совета программы.
Курсовая работа представляет собой теоретико-методологическую часть будущего магистерской диссертации. Курсовая работа защищается в конце первого года обучения.
В течение второго года обучения студенты уточняют при необходимости теоретическую базу исследования и инструментарий, реализуют основной этап эмпирического исследования, обрабатывают данные и оформляют магистерскую диссертацию в виде печатного текста.
Итогом второго года обучения на семинаре является магистерская диссертация, подготовленная в соответствии с международными стандартами.