Паспорт образовательной программы
09.04.04 Программная инженерия
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
2024/2025 учебный год
Системное программирование
КОР-1: Знает основные процессы жизненного цикла ПО и умеет использовать средства инструментальной поддержки этих процессов.
КОР-2: Владеет методологиями разработки ПО, основанными на классических и гибких моделях. Знает российские и международные стандарты разработки ПО.
КОР-3: Умеет проектировать, реализовывать, тестировать, разворачивать и поддерживать сложные информационные системы, комплексы программ, распределенные приложения.
КОР-4: Обладает знаниями и навыками формализации и моделирования процессов и систем, владеет инструментами формальной верификации программного обеспечения.
КОР-5: Знает принципы построения базовых компонентов стека системного ПО: операционных систем, компиляторов, СУБД, телекоммуникационных протоколов, средств построения распределенных систем.
Также программа ставит своей целью предоставление возможности углубленного изучения современного системного программирования тем, кто сознательно выбрал эту специализацию, и намерен стать специалистом мирового уровня. Для этого в ИСП РАН предусмотрен и выверен путь становления высоко-квалифицированных научных работников – от бакалавриата до аспирантуры, частью которого является данная магистерская программа.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1: Способен отбирать и разрабатывать методы анализа объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития программной инженерии
ПК-2: Способен проводить анализ, синтез, оптимизацию решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности
ПК-3: Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу
ПК-4: Способен планировать, управлять и контролировать выполнение требований заказчика к программному продукту в процессе разработки
ПК-5: Способен выполнять оценки степени трудности, рисков, бюджета и времени в течение выполнения проекта, осуществлять контроль рабочего графика
ПК-6: Способен выполнять проекты в области программной инженерии на основе системного подхода, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ
ПК-7: Способен руководить процессом разработки программного обеспечения
ПК-8: Способен оценить и выбрать методологию проектирования объектов профессиональной деятельности
ПК-9: Способен применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием автоматизированных систем планирования и управления, осуществлять контроль качества разрабатываемых программных продуктов
ПК-10: Способен использовать педагогические приемы, принципы обучения и аттестации пользователей программного продукта при организации обучения
ПК-11: Способен подготовить и провести учебные занятия в области программной инженерии
ПК-12: Способен рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
ПК-13: Способен разработать техническое задание и провести технико-экономическое обоснование проекта
ПК-14: Способен организовывать работу коллектива разработчиков программного продукта, осуществлять взаимодействие со смежниками
ПК-15: Способен осуществлять выбор и реализацию технической и экономической моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения
ПК-16: Способен реализовать разработку программного обеспечения
УП образовательной программы включает в себя следующие модули:
- Модуль «Ключевые семинары»: Семинар наставника;
- Модуль «Практика»: Курсовая работа, Подготовка выпускной квалификационной работы, Производственная практика;
- Модуль «Major»: Дисциплины специализации;
- Модуль «МагоЛего»: Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин;
- Модуль «ГИА»: Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
2023/2024 учебный год
Системное программирование
КОР-1: Знает основные процессы жизненного цикла ПО и умеет использовать средства инструментальной поддержки этих процессов.
КОР-2: Владеет методологиями разработки ПО, основанными на классических и гибких моделях. Знает российские и международные стандарты разработки ПО.
КОР-3: Умеет проектировать, реализовывать, тестировать, разворачивать и поддерживать сложные информационные системы, комплексы программ, распределенные приложения.
КОР-4: Обладает знаниями и навыками формализации и моделирования процессов и систем, владеет инструментами формальной верификации программного обеспечения.
КОР-5: Знает принципы построения базовых компонентов стека системного ПО: операционных систем, компиляторов, СУБД, телекоммуникационных протоколов, средств построения распределенных систем.
Также программа ставит своей целью предоставление возможности углубленного изучения современного системного программирования тем, кто сознательно выбрал эту специализацию, и намерен стать специалистом мирового уровня. Для этого в ИСП РАН предусмотрен и выверен путь становления высоко-квалифицированных научных работников – от бакалавриата до аспирантуры, частью которого является данная магистерская программа.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1: Способен отбирать и разрабатывать методы анализа объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития программной инженерии
ПК-2: Способен проводить анализ, синтез, оптимизацию решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности
ПК-3: Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу
ПК-4: Способен планировать, управлять и контролировать выполнение требований заказчика к программному продукту в процессе разработки
ПК-5: Способен выполнять оценки степени трудности, рисков, бюджета и времени в течение выполнения проекта, осуществлять контроль рабочего графика
ПК-6: Способен выполнять проекты в области программной инженерии на основе системного подхода, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ
ПК-7: Способен руководить процессом разработки программного обеспечения
ПК-8: Способен оценить и выбрать методологию проектирования объектов профессиональной деятельности
ПК-9: Способен применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием автоматизированных систем планирования и управления, осуществлять контроль качества разрабатываемых программных продуктов
ПК-10: Способен использовать педагогические приемы, принципы обучения и аттестации пользователей программного продукта при организации обучения
ПК-11: Способен подготовить и провести учебные занятия в области программной инженерии
ПК-12: Способен рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
ПК-13: Способен разработать техническое задание и провести технико-экономическое обоснование проекта
ПК-14: Способен организовывать работу коллектива разработчиков программного продукта, осуществлять взаимодействие со смежниками
ПК-15: Способен осуществлять выбор и реализацию технической и экономической моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения
ПК-16: Способен реализовать разработку программного обеспечения
УП образовательной программы включает в себя следующие модули:
- Модуль «Ключевые семинары»: Семинар наставника;
- Модуль «Практика»: Курсовая работа, Подготовка выпускной квалификационной работы, Производственная практика;
- Модуль «Major»: Дисциплины специализации;
- Модуль «МагоЛего»: Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин;
- Модуль «ГИА»: Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
Магистерская программа "Системное программирование" готовит специалистов в одной из самых сложных и одновременно самой востребованной областей компьютерных наук и программной инженерии. Системное программное обеспечение это база, на которую опираются все другие программные технологии, соответственно, от эффективности, надежности и защищенности системного уровня программного обеспечения зависят практически все основные характеристики как отдельных программ, так и программно-аппаратных комплексов любого размера и любой сложности.
Обучение в рамках Программы построено по принципу тесной интеграции учебной, исследовательской и практической деятельности. Основная часть преподавателей, это сотрудники Институт системного программирования имени В.П.Иванникова Российской академии наук (ИСП РАН) – признанного лидера в области системного программирования. Каждый студент магистратуры имеет возможность не только слушать лекции известных специалистов, но и получить персонального наставника, помогающего включиться в исследовательскую и практическую деятельность. Уже к концу первого года обучения многие студенты получают необходимые компетенции для внедрения своих результатов реальные крупные программные разработки, публикации научных статьей и выступления с докладами на российских и международных научных конференциях.
В исследовательской и практической деятельности студенты вовлекаются в работы, которые ведутся с такими индустриальными и академическими партнерами как Samsung, Huawei, Nvidia, LMU (Университет Мюнхена) и Fraunhofer FOKUS (Германия), INRIA (Франция), Технион (Израиль), ГосНИИАС, Вымпелком, РусБИТех, а также с такими международными открытыми проектами как компиляторы GCC и LLVM, ОС Linux, платформа симуляции QEMU и многие другие.
Выпускники Программы пользуются высоким спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Значительная часть выпускников поступает в аспирантуру НИУ ВШЭ или ИСП РАН, затем многие продолжают исследовательскую и производственную деятельность в ИСП РАН и в других исследовательских центрах и в высокотехнологичных компаниях.
Выпускники программы получают уникальные компетенции, востребованные как на российском, так и зарубежном рынке труда. Среди наиболее интересных можно отметить следующие специальности выпускников Программы:
- исследователи, специализирующиеся в различных областях компьютерных наук;
- архитекторы и проектировщики программных систем;
- разработчики инструментов и программных платформ в следующих областях:
- операционные системы общего назначения и операционные системы реального времени;
- моделирование, построение и анализ программного обеспечения, включая компиляторы, средства трансформации программ с целью оптимизации, распараллеливания или защиты;
- СУБД;
- инфраструктура облачных платформ;
- симуляторы аппаратных платформ, средства анализа исходных кодов и бинарных кодов программ;
- статический и динамический анализ программ; средства фаззинг-тестирования и тестирования на основе формальных моделей;
- инструменты верификации программ;
- средства автоматического доказательства теорем и решатели логических систем уравнений;
- платформа анализа текстов на естественных языках и средства моделирования, мониторинга и анализа социальных сетей;
- научная визуализация, моделирование и планирование инженерных прессов;
- криптозащита программных систем, моделирование и верификация политик информационной безопасности и политик управления доступом в программных и в программно-аппаратных распределенных системах.
Из дисциплин утвержденного учебного плана образовательной программы студент формирует свой индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий не менее 60 кредитов (зачетных единиц) на один учебный год и в который входят:
- обязательные дисциплины из базовой части учебного плана (Major)
- ключевые семинары: Семинар наставника, Научно-исследовательский семинар
- дисциплины вариативной части учебного плана из общеуниверситетского пула (Magolego). Помимо базовых и вариативных дисциплин факультеты могут предлагать своим студентам перечень общефакультетских факультативов. Студент решает, включить ли факультатив в свой индивидуальный учебный план или нет. Кредиты за эти дисциплины «набираются» сверх положенных 60 кредитов в год и предполагают полную ответственность студента за полученные по этим дисциплинам оценки.
- практика: курсовая работа, подготовка ВКР, производственная практика
- государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Системное программирование»