Паспорт образовательной программы
38.04.01 Экономика
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
Не задано
2024/2025 учебный год
Статистический анализ в экономике
КОР-1 | Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных. |
КОР-2 | Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики. |
КОР-3 | Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
КОР-4 | Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей. |
КОР-5 | На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты. |
КОР-6 | Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. |
ПК-1 | Способен проводить самостоятельные исследования на основе статистических наблюдений. |
ПК-2 | Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада. |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы в области организации статистических наблюдений. |
ПК-6 | Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на основе статистических данных. |
ПК-7 | Способен оценивать динамику и выявлять тренды развития социально-экономических явлений. |
ПК-8 | Способен применять современные методы и методики преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и в системе повышения квалификации и переподготовки. |
ПК-10 | Способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и системе повышения квалификации и переподготовки. |
Выпускники, завершившие освоение ОП, могут осуществлять профессиональную деятельность, связанную с измерением, анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений на микро- и макроуровнях в экспертно-аналитических службах правительственных и коммерческих организаций, а также в сфере консалтинга.
В рамках освоения ОП магистратуры выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
- научно-исследовательский:
- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
- разработка экономико-статистических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи;
- проведение экспертиз и подготовка комментариев по представленным научным исследованиям, оппонирование в обсуждении научных результатов;
- проектно-экономический:
- подготовка заданий и разработка проектных решений в области экономической статистики;
- разработка методических и нормативных документов по организации статистических наблюдений социально-экономических процессов;
- разработка систем статистических показателей для характеристики экономики и общества; организационно-управленческий:
- организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в области социально-экономической статистики и руководство ими;
- руководство статистическими подразделениями организаций, органов государственной и муниципальной власти;
- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; - анализ применяемой статистической методологии и организации статистических наблюдений; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- оценка динамики и выявление трендов развития социально-экономических процессов на микро- и макроуровнях;
- преподавание экономической статистики в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования;
- разработка учебно-методических материалов по социально-экономической статистике.
Основным содержанием будущей деятельности выпускников является информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений на уровне фирмы, муниципалитета, субъекта Российской Федерации и страны в целом. Выпускники получат знания и навыки в области организации экономического мониторинга на данных официальной статистики и выборочных обследований населения и бизнеса, будут уметь обрабатывать и анализировать большие массивы информации, моделировать и прогнозировать массовые процессы в обществе и экономике.
Выпускники магистерской программы ориентированы на работу:
- в аналитических подразделениях министерств и ведомств Российской Федерации, их территориальных органах, в администрациях субъектов Российской Федерации и крупных муниципалитетах;
- в статистических и аналитических подразделениях международных организаций; в крупных коммерческих компаниях реального сектора экономики;
- в коммерческих банках, страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах;
- в исследовательских центрах и университетах.
Особенности подготовки магистров по направлению Экономика по этой программе на факультете экономических наук:
- программа обучения включает дисциплины, образующие ядро классического экономического образования;
- обучение нацелено на получение знаний статистической методологии в целях исследования современных проблем экономики и общества, на овладение методами сбора, обработки, анализа статистических данных и экономико-статистического моделирования;
- учебные материалы по предметной статистике основаны на принципах и концепциях, принятых в системе национальных счетов и других международных руководствах по статистике, и используют официальную статистическую информацию из национальных источников и данных ООН, других международных и наднациональных организаций;
- учебный процесс гармонично включает научную компоненту, которая охватывает проведение самостоятельных исследований на реальных статистических данных под руководством преподавателей, ведущих активную научную деятельность;
- современный уровень знаний обеспечивается активным участием студентов в работе научных семинаров и конференций, организуемых департаментом с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
Учебный план магистратуры призван обеспечить многопрофильную подготовку экономистов-аналитиков, обладающих глубокими знаниями современной статистической методологии и владеющих широким арсеналом методов организации статистических наблюдений, обработки данных и составления макроэкономических таблиц и балансов, эконометрики и экономического анализа числовой информации, характеризующей ситуацию в экономике на глобальном и национальном уровнях, в отдельных отраслях и регионах.
Для этой программы характерна гибкость в выборе курсов, что позволяет выстраивать индивидуальные схемы обучения студентов в зависимости от базового образования и желаемого направления специализации. Сочетание качественной академической подготовки промежуточного уровня и широкого набора прикладных курсов дает возможность выпускникам найти работу в государственных органах, в бизнесе, в исследовательских структурах и в высшей школе. Организация учебного процесса создает возможности для желающих прослушать курсы из других магистерских программ. Бесспорным преимуществом данной программы является широкая вовлеченность студентов в научные и исследовательские семинары и возможность начать работу с научным руководителем уже во время обучения в магистратуре.
Студенты будут охвачены исследовательскими проектными семинарами (ИПС), нацеленными на решение теоретических проблем современной экономической статистики в части развития системы национальных счетов, проведения экспериментальных построений макроэкономических таблиц, матриц и балансов, связанных с измерениями благосостояния, результатов и факторов производства в отраслевом и территориальном аспектах, оценками производительности и пр.
Характеристика образовательных модулей программы для набора студентов с 2022 года:
Модуль «Ключевые семинары» обеспечивает набор ключевых образовательных результатов освоения ОП каждым студентом траектории под руководством наставника и является основой для перечня элементов модулей Практика и Major, которые обеспечивают достижение результатов освоения ОП.
Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, и включает производственную практику, проекты (в рамках ИПС) и подготовку выпускной квалификационной работы. Кроме того, студенты ориентируются на участие в научно-исследовательской деятельности, подготовку научных статей и докладов на научных конференциях.
Профессиональный модуль (Major) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
В него входят базовые дисциплины направления по эконометрике, макроэкономике, микроэкономике, а также основные дисциплины специализации: Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа, Методы прикладной статистики, Технологии искусственного интеллекта в экономическом анализе, Инструменты и программные средства анализа данных. В него же включены дисциплины вариативной части:
- Анализ бизнес-циклов и ожиданий,
- Индикаторы социального развития,
- Макроэкономическая финансовая статистика и анализ финансовых рынков и институтов,
- Теория и практика выборочного метода,
- Современные технологии обработки статистических данных,
- Методы демографического анализа и прогнозирования и др.
Дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула МАГОЛЕГО дают студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
Блок Государственной итоговой аттестации (ГИА) включает защиту выпускной квалификационной работы.
2023/2024 учебный год
Статистический анализ в экономике
КОР-1 | Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных. |
КОР-2 | Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики. |
КОР-3 | Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
КОР-4 | Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей. |
КОР-5 | На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты. |
КОР-6 | Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. |
ПК-1 | Способен проводить самостоятельные исследования на основе статистических наблюдений. |
ПК-2 | Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада. |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы в области организации статистических наблюдений. |
ПК-6 | Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на основе статистических данных. |
ПК-7 | Способен оценивать динамику и выявлять тренды развития социально-экономических явлений. |
ПК-8 | Способен применять современные методы и методики преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и в системе повышения квалификации и переподготовки. |
ПК-10 | Способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и системе повышения квалификации и переподготовки. |
Модуль «Ключевые семинары» обеспечивает набор ключевых образовательных результатов освоения ОП каждым студентом траектории под руководством наставника и является основой для перечня элементов модулей Практика и Major, которые обеспечивают достижение результатов освоения ОП.
Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, и включает производственную практику, проекты (в рамках ИПС) и подготовку выпускной квалификационной работы. Кроме того, студенты ориентируются на участие в научно-исследовательской деятельности, подготовку научных статей и докладов на научных конференциях.
Профессиональный модуль (Major) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
В него входят базовые дисциплины направления по эконометрике, макроэкономике, микроэкономике, а также основные дисциплины специализации: Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа, Методы прикладной статистики, Технологии искусственного интеллекта в экономическом анализе, Инструменты и программные средства анализа данных. В него же включены дисциплины вариативной части:
- Анализ бизнес-циклов и ожиданий,
- Индикаторы социального развития,
- Макроэкономическая финансовая статистика и анализ финансовых рынков и институтов,
- Теория и практика выборочного метода,
- Современные технологии обработки статистических данных,
- Методы демографического анализа и прогнозирования и др.
Дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула МАГОЛЕГО дают студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
Блок Государственной итоговой аттестации (ГИА) включает защиту выпускной квалификационной работы.
В настоящее время мы являемся свидетелями неуклонного роста потока статистических данных, поступающих как из официальных источников, так и из сферы «больших данных», т.е. из Интернета, социальных сетей и т.д. Для принятия взвешенных стратегических решений государственным и частным компаниям требуются знания и навыки в области статистического анализа для работы с большими массивами числовой информации, характеризующей социально-экономическую ситуацию.
Актуальность подготовки магистров по экономике, обладающих теоретическими знаниями и навыками исследовательской работы в области статистического анализа социальных и экономических процессов, объясняется высокой потребностью в таких специалистах на рынке труда. Реализация магистерской программы, насыщенной предметами по экономической статистике и с меньшей долей математических дисциплин, будет довольно привлекательной и для бакалавров из других стран и, прежде всего, из стран СНГ.
Во многих странах, и Россия не является исключением, растет интерес к экономико-статистическим измерения и анализу данных. Это обусловлено процессом цифровизации всех сторон жизни современного общества, включая феномен больших данных, прозрачностью государственных информационных систем и регистров, открытым доступом к микроданным, получаемым из официальных статистических наблюдений и пр. Более того, усложнение экономического процесса, появление новых видов деятельности и продукции, резкое повышение значения продуктов интеллектуальной собственности как фактора производства, а также межстрановая и внутристрановая дифференциация социальных условий, требуют постоянного совершенствования статистической методологии измерений. Потребность в измерении социально-экономического прогресса резко выросла в последние несколько лет в связи с решением Генеральной ассамблеи ООН организовать глобальный мониторинг достижения странами целей устойчивого развития. В этот процесс вовлечены национальные статистические системы, международные агентства и неправительственные организации.
Опыт развитых стран свидетельствует, что степень магистра - минимальное образовательное требование для большинства рабочих мест статистиков в крупном бизнесе, учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и консалтинговых агентствах, а также на руководящих должностях в органах государственной власти. Основная масса выпускников статистических программ, ориентированная на получение более высокого дохода от профессиональной деятельности, находит применение в коммерческих, общественных, образовательных и научных организациях.
Предлагаемая программа отличается от реализуемых магистерских программ на факультете экономических наук тем, что она ориентирована на подготовку специалистов, владеющих арсеналом статистических методов применительно к исследованию процессов в экономике и обществе. Учебный процесс построен таким образом, чтобы студенты были включены в научные исследования и прикладные работы, требующие обработки больших массивов информации, полученных из разных источников, критического анализа первичных данных, интерпретации результатов измерений, формулирования содержательных выводов. Это предполагает наличие глубоких знаний экономической теории, статистической методологии и математико-статистического аппарата. Магистерская программа, по сути, должна стать продолжением бакалаврской программы «Экономика и статистика», реализуемой на факультете экономических наук. Знания, полученные бакалаврами, станут основой для дальнейшего развития тех, кто решил продолжить образование по данному направлению в НИУ ВШЭ.
Выбор общей траектории подготовки студентов обусловлен широким применением статистического метода в различных областях знаний, что позволяет ориентироваться на абитуриентов, желающих расширить свои знания в области экономической науки, полученные ранее, а также и на тех абитуриентов, кто имеет неэкономическое базовое образование (бакалавриат, специалитет), но принял решение получить новые компетенции в области статистического анализа экономики. Учебный план построен таким образом, чтобы были обеспечены приобретение фундаментальных экономических знаний, навыков поиска, верификации, обработки, анализа и интерпретации статистических данных, а также возможность выбора дисциплин специализации, представляющих интерес для магистранта.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Статистический анализ в экономике»