Англия принимает не всех, но у меня к ней свой подход, и я ее люблю!
Процесс подачи документов был легким – все взаимодействие с Ланкастером осуществлял Вышкинский офис по международному обмену. Хочу сказать, что поехать учиться по обмену или по программе двойного диплома можно практически в любой университет другой страны – у Высшей школы экономики много соглашений о сотрудничестве, и у нашей программы "Управление в сфере науки, технологий и инноваций", в частности, есть свои соглашения об обмене с университетами в Сеуле (Южная Корея), Анкаре (Турция) и Бремене (Германия). Кроме того, если вы найдете университет по душе не из общего списка, вы все равно сможете получить финансовую поддержку от Вышки.
Выбор страны был обусловлен моей давней мечтой об английской интеллигенции и Гарри Поттере, тем более, Ланкастер входит в топ-10 университетов Англии, там очень сильная школа менеджмента, куда я и поехала. Программа называется “Entrepreneurship, Innovation and Practice”, и некоторые курсы из нее совпадали с программой нашей магистратуры. Освоиться с первых дней учебы мне в основном помогли предметы, которые мы изучали на первом курсе англоязычной магистерской программы "Управление в сфере науки, технологий и инноваций". Так, дисциплина "Экономика инноваций", авторами которой являются научные сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний Дирк Майснер, Ян Майлз и Виталий Рудь, ознакомила меня с основами появления и развития концепции инноваций, системным подходом к изучению этого явления. Лекции про развитие феномена инноваций на национальном, региональном и микроуровне близко пересекались с первыми лекциями «Инновации на практике» в Ланкастере. Изучение кластеров, технополисов, а также моделей взаимодействия между университетами и индустрией дают практические знания управления технологическими ресурсами, что очень важно в рамках глобального и государственного управления. Эти знания помогли мне при обсуждении особенностей политики разных стран в сфере развития науки и технологий на семинарах в Ланкастере.
Кроме того, мне очень запомнились лекции по предмету «Форсайт и стратегическое планирование» - новое направление в государственном управлении и бизнесе, которое помогает строить модели всех возможных путей развития. Наш преподаватель и научный сотрудник Оздчан Саритас рассказывал про ключевые роли и функции Форсайта и стратегического планирования, а также возможные сценарии технологического развития. Применение метода дорожных карт с вариантами переходов от Форсайта к принятию ключевых решений способствовали успешному построению проекта собственного бизнеса на семинаре Ланкастера «Создание нового предприятия». Предмет «Измерение науки, технологий и инноваций» стал для меня практическим пособием по использованию различных статистических показателей в сфере технологий и информационного общества. В своих письменных работах я использовала изученные методы анализа и интерпретации статистических данных, что также сейчас помогает мне в написании магистерской диссертации на тему "Стратегии защиты интеллектуальной собственности в фармацевтике".
Что касается бытовых условий, то после недели пребывания в Англии я поняла, что выгоднее и вкуснее все-таки готовить дома, почти все ребята бегали домой на обед и ужин. Тем более обедать каждый день в кафе с нашим обменным курсом может быть не по карману. Цены в кафе начинались от 300 рублей за простой сэндвич, а кофе - от 200. Но полноценный обед можно купить только за 500-600 рублей. За продуктами мы ездили в большой супермаркет в городе, где закупались на целую неделю: те же 400-600 рублей можно потратить на полкило курицы и овощей.
Англия – это, конечно, своеобразная страна, тем более Ланкастер – ее северная портовая часть, где всегда влажно и дождливо. Но, несмотря ни на что, впечатления о поездке, учебе и людях у меня остались самые светлые, я бы с удовольствием вернулась туда еще раз. Я очень благодарна своему Институту и центру по международному обмену, что предоставили мне такую возможность.