• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что сделать сейчас, чтобы быть востребованным в будущем

Даже очень талантливые бизнесмены не всегда верно предсказывают, что будет востребовано в будущем. Почему так происходит, как не повторить их ошибок и как развивать в себе именно те компетенции, которые действительно будут нужны? Об этом шла речь в лекции заместителя директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александра Чулока.

Будущее не угадывается, а формируется

Достаточно ли сегодняшних компетенций, чтобы быть конкурентоспособными в будущем? Этот вопрос, уверен лектор, периодически возникал в голове у многих. Упрощенный подход и ответы в духе «я поучусь чему-нибудь и как-нибудь» не выведут на успешную стратегию профессионального роста. Интеллектуальный фастфуд больше не работает, убежден Александр Чулок.

Намного эффективнее задуматься о том, зачем компании, где работает или желает работать человек, его компетенции. Ответ очевиден: компании желают быть конкурентоспособными на рынке. Однако, напомнил лектор, сейчас рынки трансформируются настолько стремительно, что часто фирмы просто не успевают меняться вслед за ними и нанимают специалистов с набором компетенций для того рынка, который сами плохо представляют. Как выбраться из замкнутого круга?

«Необходимо научиться предугадывать за работодателя то, что будет для него источником конкурентного преимущества на рынке будущего, и обратным ходом просчитать, какой портфель компетенций необходимо набрать лично вам», — советует лектор.

Следующий вопрос, который наверняка возникнет у многих: как можно предугадать будущее, находясь в настоящем моменте.

«Будущее не угадывается, а формируется, — подчеркнул Александр Чулок. — Подходить к вопросу своих компетенций необходимо не из настоящего в будущее, а наоборот. Понять, каким оно может быть, и просчитать, какие навыки помогут не выпасть из обоймы хотя бы через пару лет, — вот это правильная стратегия».

Почему не работают классические прогнозы?

Около 40 лет назад председатель компании IBM заявил, что домашние компьютеры не будут пользоваться спросом, а в компании Western Union были убеждены, что телефоны не будут иметь коммерческой стоимости. В 1981 году Билл Гейтс предполагал, что проблема почтового спама решится в течение двух лет. Почему далеко не глупые бизнесмены ошиблись в своих прогнозах? Все они допустили три типичные ошибки:

  1. Недоучли скорость технологического развития. Сегодня, по мнению лектора, люди повторяют эту ошибку, считая, что новые технологии «где-то за стеклом». Однако они не развиваются линейно, а врываются в человеческую жизнь быстро и неожиданно. Поэтому недальновидно отвергать даже самые фантастические вещи, но совсем не обязательно верить всему на слово. Проверяйте информацию и требуйте научно обоснованных выводов!
  2. Недоучли спрос и потребительские паттерны. В прошлом веке компания «Мерседес» прогнозировала мировой рынок в 5 тысяч автомобилей, потому что на большее количество не найдется шоферов. А в нашем мире уже есть беспилотные автомобили, которые, даже по самым консервативным оценкам, неизбежно придут в жизнь каждого ближайшие 15 лет. Скоро роботизация коснется не только рутинного, но и интеллектуального труда. Если принять как данность тот факт, что через 10 лет половина текущих компетенций станут ненужными, легче использовать идею о необходимости постоянного совершенствования своих знаний и навыков. В развитых странах люди проходят курсы повышения квалификации в 60-70 лет, и это нормально.
  3. Третья ошибка, которую подчас допускали и гении бизнеса, — не придавать значения экосреде, в которой встречаются спрос и предложение, и связанным с ней изменениям. Этот фактор очень сильно влияет на развитие человеческого общества.

«Если не делать этих ошибок, есть шанс остаться конкурентоспособными», — подчеркнул Александр Чулок.

Подход к своим компетенциям должен быть комплексным

Сегодня каждый второй говорит про глобальные тренды, но мало кто рассматривает их в комплексе, отчего возникают несбалансированные решения, убежден эксперт. К примеру, говорят про экологические проблемы и изменение климата — без учета их экономических последствий. Анализируя тренды в экономике, упускают из виду, как меняются ценностные ориентиры людей.

Глобальные тренды образуют систему, в которой обычно выделяют 6 ключевых групп: экономические, политические, технологические, социальные, ценностные и экологические. На рисунке 1 в каждой группе трендов перечислены лишь некоторые вызовы (угрозы) и возможности. 

 

Рисунок 1

Рисунок 1

 

Практический совет 1. Непредвзято и незашоренно посмотрите на тренды, которые касаются вашего личного портфеля компетенций (рис. 1). Выпишите из 6 ключевых групп те тренды, которые могут иметь значение конкретно для вашей профессиональной отрасли. Разделите тренды на угрозы и возможности.

Форсайт как настольная книга

Сформировать облик будущего помогает форсайт — методология, исходящая из анализа глобальных вызовов, возможностей конкретного человека или компании, а также интересов причастных лиц или сторон, которые могут  повлиять на достижение целей человека или компании.

В наше время, по словам лектора, понятие «форсайта» сильно девальвируется, часто под ним подразумевают только экспертные (качественные) методы — опросы, семинары, конференции, фокус-группы и прочие. Для правильного форсайта недостаточно одних качественных инструментов - необходимы и количественные исследования,  эконометрика, статистика, макроэкономическое и отраслевое прогнозирование, моделирование, аналитика на основе больших данных. Применение сбалансированной системы инструментов форсайта, включая креативный подход, позволяет создавать прогнозы высокого качества и сбываемости.

Среди примеров успешного форсайта Чулок назвал прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (Прогноз-2030), который описывает более 1000 конкретных технологий по базовым направлениям развития экономики будущего — ИКТ, новые материалы, биотехнологии, здравоохранение, транспорт, космические системы, рациональное природопользование. По каждому из направлений детально проработаны вызовы и возможности, выделены перспективные рынки. Лектор посоветовал всем заинтересованным в повышении компетенций сделать этот прогноз своей настольной книгой.

Базовые предпосылки будущего

В своей лекции Александр Чулок рассказал о семи «базовых предпосылках» — важных чертах будущего, знание которых поможет к нему подготовиться:

  1. Мир переходит к новой технологической парадигме. Речь идет не только о точечных инновациях — промышленном интернете или 3D-принтерах, но и о гораздо более сложных вещах, в частности проникновении так называемых горизонтальных или сквозных технологий во все производственные процессы.
  2. Кардинально изменяются цепочки создания добавленной стоимости: игроки в самых прибыльных сегментах, напрямую связанных с конечным потребителем, испытывают сильнейшую конкуренцию со стороны новых участников, включая самих же потребителей.
  3. Общество переходит от «экономики знаний» к «экономике действий». Умение действовать быстро, эффективно и адаптивно — ключевая компетенция будущего.
  4. «Борьба суверенитетов» производителя и потребителя. Сейчас потребитель ставится в центр внимания (отсюда тренды на персонификацию, персонализацию услуг и товаров). Но важно не только лучше знать потребителя и его потребности (например, с опорой на большие данные), но еще понимать, как получать от этого добавленную стоимость.
  5. «Условно постоянные» факторы, на которые власть и бизнес привыкли не сильно обращать внимание, становятся переменными (то есть имеют значение в системе принятия решений), что предполагает уже совсем другую оптимизацию. К примеру, компании воспринимают экологические или ценностные тренды по остаточному принципу, а их влияние на маржинальность только усиливается.
  6. Роботы, различные смарт-технологии заменяют не только рутинный труд, но и высококвалифицированных специалистов, возможно, в скором времени заменят и нас с вами.
  7. Ведущие образовательные организации переходят на новую модель: современный университет становится «предпринимательским», то есть совмещает образование с проведением фундаментальных и прикладных исследований, поддерживает бизнес и инновационные стартапы.

Рисунок 2

Рисунок 2

 

На рисунке 2 представлены продукты и услуги из Прогноза-2030, которые, вероятно, окажут прорывной характер на экономику России. И кое-что реализовывается уже сейчас, к примеру, умное сельское хозяйство, носимые портативные устройства, измеряющие пульс, давление человека и так далее.

Практический совет 2. Применяя элементы методологии форсайта, нарисуйте дорожную карту персонального развития. Опираясь на рисунок 3, определите свой текущий статус по всем ключевым слоям (доход, работа, хобби, семья, личностное развитие, положение в обществе), а затем поразмышляйте, чего вы бы хотели достичь по каждому направлению (слою карты) через пять лет.

 

Рисунок 3

Рисунок 3

Далее напишите, какие действия можете совершить в ближайшее время, ориентируясь на желаемый результат в будущем. Помните: если сконцентрироваться только на одном слое, могут возникнуть проблемы с остальными, а необходимо увязать их все между собой по вертикали. К примеру, для повышения по карьерной лестнице вам надо освоить IT-технологии, но чтобы спокойно учиться, нужен надежный тыл дома. В завершение соотнесите персональную дорожную карту с глобальными трендами, подумав, какие из них могут повлиять на вашу карьеру и развитие.