Как корпоративный форсайт помогает компаниям подготовиться к будущему, а студентам выбрать перспективное место работы
Уже на протяжении трех лет одним из самых популярных курсов по выбору является «Корпоративный форсайт». Директор курса, заведующий отделом исследований цифровой экономики, доцент Департамента образовательных программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Вишневский и ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий, профессор университета Оттавы Джонатан Кэлоф рассказывают, чем интересен студентам курс.
В условиях резкого ускорения темпов научно-технологического прогресса становится очевидным, что компаниям необходимо своевременно определять векторы концентрации ресурсов в тех областях, которые могут стать стимулом для быстрого и устойчивого развития бизнеса. Как свидетельствует мировая практика, один из наиболее эффективных инструментов долгосрочного прогнозирования и планирования развития компании это корпоративный форсайт. Основной особенностью форсайта для компаний является то, что он фокусируется не на попытке угадывания наиболее вероятного будущего, а на его конструировании за счет своевременного выявления приоритетов и условий, необходимых для их реализации.
Вне зависимости от выбранного карьерного трека (наемный работник, основатель стартапа, собственник бизнеса) навыки проактивной работы с будущим являются значимым преимуществом выпускников Вышки. А разбор конкретных бизнес-кейсов по аналогии с теми, которые обсуждаются на программах MBA, позволяет адаптировать полученные знания к самым разнообразным секторам экономики.
В ходе курса студенты узнают:
- Как убедить топ-менеджмент компании в необходимости форсайта.
- Какие методы лучше использовать для корпоративного форсайта.
- Как комбинируя известные техники с небольшим бюджетом получить новый взгляд на будущее компании.
- Как построить технологическую дорожную карту и внедрить ее в существующие бизнес процессы.
- Как с помощью сценарного подхода подготовится к непредвиденным обстоятельствам и черным лебедям.
- Как форсайт может помочь малому бизнесу.
Одной из главных особенностей курса является его интерактивный характер. На первой паре обычно дается новый материал, включая конкретные кейсы из российской и зарубежной практики корпоративных исследований, а на второй проходит деловая игра, за время которой полученные знания и навыки закрепляются (т.е. действует принцип learning-by-doing).
Красной нитью через весь курс проходит конкретный форсайт-проект, в рамках которого студентам предстоит выбрать реальную компанию, доказать Совету директоров, что проведение корпоративного Форсайта целесообразно, а затем защитить конкретные результаты, включая технологическую дорожную карту.
Большая часть интерактивной работы проходит в формате групп и участники дополнительно насыщаются техниками и лайфхаками друг друга. Это становится возможным за счет участия студентов различных магистерских программ — «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегическое и корпоративное управление» (факультет бизнеса и менеджмента), студентов по обмену из Германии, Италии, Франции и др. стран. В прошлом году один из студентов по обмену из Австрии после прохождения курса решил связать свой дальнейший карьерный трек с корпоративным форсайтом и выбрал в качестве места работы консалтинговую компанию “RohrbeckHeger”. Так, что корпоративный форсайт не только про будущее компаний, но и про будущее наших студентов!