Каким образом в университетах выстраивается взаимодействие образования, исследований и инноваций?
10 ноября 2015 года Ричард Скотт, аналитик Центра исследований сферы образования и инноваций (OЭСР), прочитал студентам 2-го курса магистерской программы "Управление в сфере науки, технологий и инноваций" Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ лекцию о роли высших учебных заведений в рамках концепции "Треугольника знаний".
Ричард описал несколько главных функций, которые университеты выполняют помимо образования. Во-первых, они являются источниками фундаментальных знаний, что является одним из основных факторов развития науки. Во-вторых, университеты создают среду, которая стимулирует обнародование результатов и методов исследований по причине наличия различных политических систем оценки научной деятельности (например, оценка производительности исследователя по количеству патентов или публикаций в журналах с высоким импакт-фактором и т.д.). Это отличает вузовский сектор науки от исследований и разработок в частном секторе. Более того, ВУЗы также играют роль источника региональной специфики и дополнительных экономических эффектов вследствие высокой междисциплинарности исследований. Наконец, университеты выполняют функцию распознавания промышленных инноваций и потенциально могут служить связывающим звеном между наукой и производством.
Ричард отметил, что функции и роли ВУЗов меняются с течением времени. В настоящее время наибольшее внимание занимает вопрос финансирования университетов. Получение финансовой поддержки стало более сложной задачей для ВУЗов, поскольку произошел переход на конкурентную основу финансирования, основанную на производительности университетов. Развитие информационно-коммуникационных технологий увеличило внимание к университетам, так как появилась возможность удаленного обучения. Конкуренция также стала гораздо выше как среди студентов, так и среди исследователей: оценка эффективности производительности ВУЗов вынуждает университеты нанимать исследователей с лучшими портфолио, в то время как дистанционное обучение открыло новые возможности в условиях глобализации образования.
По мнению Ричарда, ВУЗы являются хорошей платформой для обучения студентов и их взращивания в высококвалифицированных исследователей. Знания постоянно генерируются и распространяются благодаря исследованиям. Это, в свою очередь, способствует развитию образования, а также заставляет исследователей мыслить критически, что способствует инновационному процессу.
Распределение деятельности университетов между общественным и частным секторами могут различаться, хотя последний, как правило, всегда составляет малый процент в общем объеме. Исследования эффективности университетов в Великобритании показали, что коммерческая деятельность университетов составляют малую долю от общей. Так, только 5% университетов участвуют в лицензировании, 4% - в патентовании, 4% - в развитие бизнеса. В то же самое время, британские университеты выполняют важную функцию по передаче знаний, путем проведения общественных лекций (38%), неофициальных консультаций (57%) и образовательных школ (30%). Ричард Скотт отметил, что измерение эффективности функций университетов является весьма затруднительным мероприятием, за исключением оценки функции коммерциализации, поскольку данные по патентам или побочным продуктам легко доступны. Данные исследования проводятся с целью формулирования надлежащей политики в данной сфере.
Ричард также рассказал о двух основных концептуальных моделях, которые влияют на деятельность университетов: "Треугольник знаний" и "Умная специализация". В рамках модели "Умной специализации" происходит оптимизация деятельности ВУЗов, например, для нужд региона и его развития (обучения профессиям, пользующихся высоким спросом и т.д.). С другой стороны, "Треугольник знаний" объединяет в себе исследовательскую работу, образование и инновационную деятельность, что означает, что ВУЗы играют роль соединительного звена в данной модели.
Ричард обозначил некоторые преимущества "Треугольника знаний". Во-первых, студенты получают наиболее релевантные знания от профессоров и исследователей, выполняющих актуальные исследования и решающих современные проблемы. Во-вторых, студенты становятся частью исследовательской деятельности, привнося новые навыки и способности. Наконец, аспиранты и выпускники могут продолжат свою профессиональную деятельность в частном секторе с приобретенными в ВУЗах знаниями, что также способствует инновациям и дополнительным выгодам. Ричард также назвал несколько недостатков данной модели такие, как трудности получения финансовой поддержки университетами и проблемы в ходе коммерциализации изобретений, которые отнимают внимание ученых от исследований, а также проблема того, что репутация вузов иногда играет большую роль, чем его реальная производительность.
В конце лекции Ричард рассказал об исследовании в рамках "Треугольника знаний", в котором он участвует в настоящее время в качестве члена ОЭСР. Два аспекта изучаются в рамках данного исследования: потенциал репозиционирования ВУЗов и закономерности изменений индикаторов. В частности, исследование анализирует научную деятельность, образование и инновации в США, а также роли, которые играют университеты в общей производительности страны. В ходе исследования также подвергается анализу следующая гипотеза: являются ли образование, инновационная деятельность и исследованиявзаимодополняющими элементами в рамках университетов. С этой целью были изучены 3 примера, содержащие данные по ВУЗам США.
Предварительные результаты показали, что крупные университеты являются наиболее производительными, однако соотношение "численность преподавателей и исследователей/студенты" также увеличивается с размером университетов. Таким образом, дальнейшие исследования по обозначенным вопросам предоставят дополнительные выводы, которые будут основаны на другом наборе индикаторов и их взаимосвязи. Еще одна интересная идея, предложенная для исследовательских целей, - это оценка производственной функции для университетов и изучение того, как ВУЗы могут максимизировать свои возможности для того, чтобы достигать поставленные цели. Однако до получения результатов исследования данные вопросы остаются областью для размышлений.
Подготовлено П. Бахтиным, Е. Буслаевой, А. Кадыровой, М. Суворовой