• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научная дипломатия - новое или хорошо забытое старое?

21 февраля 2017 года в рамках магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» прошла открытая лекция«Научная дипломатия: основные концепты и ключевые понятия» Пьера-Бруно Руффини, приглашенного профессора университета Гавра и французского дипломата в посольстве России (2007-2010) и Италии (2010-2013).

Какова связь между наукой и дипломатией? Профессор Руффини аргументированно показал, что дипломатические отношения не могут и не должны быть отделены от научно-исследовательских подходов и практик. Исторически политики опирались на деятельность научного сообщества, так как единство науки как института позволяло дипломатам найти точки соприкосновения в международных переговорах. Приведенная лектором цитата Антона Павловича Чехова подчеркивает значимость науки в интернациональном контексте: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука».

Несмотря на то, что ранее научно-дипломатические отношения существовали на практике, теоретического обоснования не было. Только с выходом книги «Новые рубежи в научной дипломатии» (New Frontiers in Science Diplomacy) в 2010 году концептуально оформилось новое научно-исследовательское направление «научной дипломатии», что повлекло за собой создание политических программ, а также научные публикации, конференции и проекты. Казалось бы, что общего между археологией и дипломатией? Оказывается, что археологи, проводящие раскопки на территории зарубежных государств, обладают ценными знаниями, приобретенными во время работы, например, о характере местности, протяженности территории и культурных особенностях населения. На этапе международных переговоров дипломаты консультируются с археологами для достижения результатов, соотносимых с историческими территориально-культурными особенностями.

Очевидно, что многие глобальные научно-исследовательские проекты никогда не могли бы быть реализованы на практике без тесных международных государственных контактов. Примеров множество: проект ITER (Международный экспериментальный термоядерный реактор) – создание первого в мире экспериментального термоядерного реактора, проект SESAME (Синхротронное излучение в научных экспериментах и прикладных исследованиях на Ближнем Востоке) – первый в мире синхротронный источник излучения, а также  проект IPCC (Межправительственная комиссия по климатическим изменениям), в котором страны объединяют общие усилия для борьбы с негативными последствиями климатических изменений.

Наука играет все большую роль в дипломатических отношениях, однако, как отмечает профессор Руффини, существует огромный риск «политизированности» науки, что может отразиться на экономическом, культурном и политическом благоустройстве общества. Наука должна быть независимой для того, чтобы объединять страны, давать независимую оценку текущим глобальным общественным проблемам и влиять на будущие стратегические решения на государственном уровне. По мнению профессора Руффини, для достижения наилучших результатов должна быть выстроена целая национальная система, начиная от образовательных университетских программ и заканчивая специализированной подготовкой дипломатов и ученых для введения международных переговоров в соответствии с политическим курсом.
 
Подготовил:  Александр Калита, студент первого курса магистратуры «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».