• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Признан победителем без предупреждения

Мы поздравили Григория Наумовича Гольцмана, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего базовой кафедрой квантовой оптики и телекоммуникаций ЗАО «Сконтел» магистерской программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии» МИЭМ НИУ ВШЭ, который первым из граждан России получил престижную международную премию Института инженеров электротехники и электроники — IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) за многолетние и значимые работы в области прикладной сверхпроводимости (Continuing and Significant Contributions in the Field of Applied Superconductivity).

Предлагаем вашему вниманию интервью с лауреатом.

 

Григорий Наумович, поздравляем Вас с наградой. Расскажите, пожалуйста, о премии.

Премию вручает Международный Институт инженеров электроники и электротехники (InstituteofElectricalandElectronicsEngineers - IEEE). Это самая большая и авторитетная профессиональная организация в этой области в мире.


Эта организация находится в каком-то городе, стране?

Нет, но она имеет представительства во всех крупнейших странах, в том числе в России. Она широко представлена в Интернете, каждое направление имеет свой сайт и есть сайт Совета организации по прикладной сверхпроводимости, который, в частности, занимается вручением премии.  

«За значительный и долговременный вклад в области сверхпроводниковой электроники» - так звучит премия.


При определении заслуг соискателя выделяются какие-то конкретные работы?

Да, в моем случае – «за изобретение и продвижение болометрического смесителя на горячих электронах (сейчас это один из ключевых астрофизических детекторов). А также за изобретение и продвижение сверхпроводящего однофотонного детектора, что открыло доступ новым высокоскоростным квантовым оптическим коммуникационным применениям. И за вклад в понимание процессов релаксации энергии электронов в примесных сверхпроводящих пленках».


Много ли ученых ежегодно получают премию?

Впервые премию дали в 2000-м году. К тому моменту было несколько выдающихся ученых, которые уже заслуживали эту премию, поэтому в тот год было три победителя. А вообще, обычно только один победитель. В некоторые годы премия не вручалась. Среди получивших премию, кстати, немало ученых, которые сегодня работают за рубежом, но начинали в России.


Скажите, как происходит голосование?

Не знаю. Точнее, знаю лишь небольшую часть, которую мне рассказали члены оргкомитета. Было довольно много претендентов, но у меня получился значительный отрыв в связи с тем, что именно моя кандидатура в наибольшей степени отвечала критериям конкурса.


Каковы эти критерии?

В моем случае их четыре: имеющиеся фундаментальные исследования и соответствующие публикации, практические разработки и изобретения, создание успешной практикующей коммерческой компании в области сверхпроводниковой электроники и подготовка научных кадров, специалистов.


Расскажите, пожалуйста, о тех изобретениях, благодаря которым вы получили премию.

Многие фундаментальные исследования, которыми я занимался в 70-80-е годы, сейчас либо уже вошли в учебники, либо остались только в старых статьях. Премия же всегда вручается за те исследования, результаты которых в настоящее время активно используются людьми и в экономике. В частности, болометрический смеситель на горячих электронах – это прибор, который был запущен в космос в составе приборного комплекса космической обсерватории Гершель (HerschelSpaceObservatory). Это очень успешный европейский космический проект. Болометрический смеситель на горячих электронах для этого проекта разрабатывался нами совместно с Техническим университетом Чалмерса ( Chalmers University of Technology). Спутник Гершель получил, благодаря нашему смесителю, самый высокочастотный радиоканал. На многих современных космических миссиях  для радиоастрономии ставят подобный прибор. Эта технология позволяет сделать радиоприемник самых высоких частот, принимающий космические излучения узких линий газов (например, паров воды, кислорода, углекислого газа). С помощью этой технологии (гетеродинной спектроскопии) ученые изучают космические тела, их атмосферу. Из подобных молекулярных газов формируются многие космические объекты, и можно изучать, как именно из молекулярных и пылевых облаков появляются звезды, планеты.


Немного о регламенте церемонии. Вы как-то знали, что номинированы? Ожидали каких-то результатов?

Нет, но в какой-то момент вдруг у меня из оргкомитета запросили CV (Curriculumvitae). Я, естественно, спросил «Зачем вам это надо?», на что мне ответили «Позже узнаете», а уже через некоторое время Джон Пшибыш (John Przybysz), глава оргкомитета премии, прислал мне электронное письмо с сообщением, что я признан победителем. И там была организационная информация о том, что премия будет вручаться в Италии, в городе Сорренто, во время одной из конференций, на которую я был приглашен в качестве докладчика.

На церемонии всё было очень достойно. И во время вручения премии, и на званом обеде после церемонии. Вообще, на меня всё это произвело большое впечатление – еще и потому, что мне не пришлось ничего делать в организационном плане.


Если не секрет, с какой темой вы выступали на докладе?

Не секрет. Я рассказывал о квантовых оптических интегральных схемах.


Вы выступали на церемонии?

Да, конечно. Я заранее был предупрежден об этом. Причем, выступать пришлось дважды – на церемонии и на званом обеде. Пришлось поломать голову по поводу выступления.  В общем, в итоге я рассказал о своем научном руководителе и о тех пионерских работах по физике полупроводников, которыми мы были заняты в начале 70х годов, о том, почему я сменил направление исследований и занялся сверхпроводниками, т.е. о тех выдающихся ученых, у которых мне посчастливилось поучиться и которые работали в это время в физике сверхпроводников (Виталий Гинзбург, Алексей Абрикосов и многие другие). И, конечно, я рассказал о своих выпускниках. Это было особенно приятно, тем более что некоторые из них приехали на эту конференцию и присутствовали на церемонии. Это был замечательный день на берегу Неаполитанского залива.


Спасибо большое, Григорий Наумович. Еще раз поздравляем Вас.