Научный и проектный семинары
Магистерская программа «Компьютерные системы и сети» относится к направлению 09.04.01 "Информатика и вычислительная техника". Учебный план программы предусматривает обязательное участие магистрантов в научном и проектном семинарах на первом и втором году обучения:
- Вычислительные системы и комплексы
- Компьютерные сети
- Информационно-аналитические системы
Цель и задачи НС
Основные задачи научного семинара:
- Формирование навыков научного анализа российских и зарубежных информационных источников в области информационных технологий
- Обоснованный выбор направления и темы исследований
- Освоение методик постановки инженерных задач, связанных с разработкой вычислительных систем и комплексов, информационно-аналитических систем и компьютерных сетей
- Овладение современной методологией подготовки и проведения научных исследований, связанных с использованием математических методов и моделей
- Получение навыков проектно-исследовательской работы в группе, ведения научной дискуссии, подготовки научных докладов и публикаций, презентации результатов исследований
Научный семинар предполагает реализацию двух взаимно пересекающихся циклов научной деятельности будущего магистра, а именно:
- Цикл научных дискуссий и обсуждений докладов приглашенных специалистов и магистрантов.
- Цикл подготовки магистерской диссертации, включающий публичное обсуждение основных этапов проводимых исследовательских работ, и собственно предзащиту магистерской диссертации.
Тематика научных семинаров, проводимых на первом году обучения, предусматривает обзор актуальных задач в области информационных технологий, что создает теоретическую и информационную основу для сознательного выбора магистрантами тем будущих диссертаций. На втором году научный семинар проводится, в основном, в виде «мини-конференций» с приглашением научных руководителей магистрантов и аспирантов департамента компьютерной инженерии. В ходе проведения таких «мини-конференций» окончательно определяются темы магистерских диссертаций, формулируются цели исследовании т.п., апробируются результаты проведенных исследований, проводится предварительная защита магистерской диссертации.
Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. Часть материалов будет размещаться для свободного доступа на Интернет-сайте департамента компьютерной инженерии.
Формы работы
- Открытые дискуссии на актуальные темы в профильной области семинара.
- Совместная интерпретация ключевых проблем в сфере соответствующей специализации.
- Работа в малых группах над коллективными (мини)-проектами.
- Мастер-классы ведущих теоретиков и практиков в профильной области семинара.
План работы научного семинара
Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.
Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной
тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.
В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преподавателями департамента и экспертами профильной области семинара, которые делятся опытом исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут лечь в основу тематики проектов и магистерской диссертации.
Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике профильной области семинара. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы. Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере профильной области семинара и разработкой подробного плана реализации этой идеи.
Второй модуль посвящен подготовке студентами проектов, подготовке презентации проекта и обсуждению этих проектов на научном семинаре. На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой проекта. К концу 2-го модуля студент обязан представить техническое задание и план выполнения проекта, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.
В ходе третьего модуля студенты приступают к выполнению исследовательского проекта, включая, в обязательном порядке аналитическое исследование на основе обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы, электронных источников информации, в том числе имеющихся статистических и аналитических баз данных. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом должен стать аналитический обзор. Проводятся также занятия по документированию выполняемого проекта, исследованию и оценке полученных результатов. Результатом является разработанный план реализации проекта.
В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают описание результатов проекта. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.