Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Январь

Действовать, нельзя бояться!

Состоялся первый в новом году методический семинар «Мастерская учителя». В центре внимания – правовые аспекты педагогической деятельности. Семён Васильевич Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права, рассказал о правах учителя и механизмах их защиты.

Действовать, нельзя бояться!

Права и обязанности учителя закреплены в:

  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Трудовом кодексе,
  • Приказах Министерства просвещения и непрофильных ведомств (например, Роспотребнадзор),
  • Региональных и муниципальных правовых актах.

Кроме того, каждое образовательное учреждение имеет локальные нормативные акты. Они регулируют рабочее время и время отдыха, оплату труда, порядок аттестации, соотношение учебной и методической работы, нормы профессиональной этики. При приёме на работу мы расписываемся, что ознакомились с этими документами, хотя, вероятно, даже их не открывали. Семён Васильевич советует:

Откройте, посмотрите, что регламентировано, что является важным с точки зрения вашего статуса учителя. Знайте, какими инструментами вы можете пользоваться. Знайте пределы ваших полномочий и прав.

Права учителя делятся на четыре группы:

Базовые права

Это права-ориентиры и права человека: свобода преподавания и выражения своего мнения, запрет на вмешательство в профессиональную деятельность, защита профессиональной чести и достоинства.

Права в учебном процессе

Включают свободу выбора форм, средств и методов обучения, в т.ч. учебников, право на авторские материалы и участие в разработке программы. Они реализуются с учётом возможностей организации и в границах локальных нормативных актов.

Права в управлении

Позволяют учителю влиять на действия работодателя. К ним относятся заключение коллективных договоров, участие в педсоветах, создание профсоюзной организации, работа комиссии по урегулированию споров.

Права на условия

Это доступ к ресурсам организации и трудовые права: сокращённая продолжительность рабочего дня, удлинённый отпуск, компенсация за работу на ОГЭ и ЕГЭ. Права на условия включают и дополнительное профессиональное образование: его учитель получает за счёт работодателя.

Когда права нарушаются, действуйте! В первую очередь, попытайтесь разрешить конфликт на уровне образовательной организации:

Если есть возможность обсудить и разрешить конфликт с директором или заместителем директора, лучше это сделать. Это сохраняет ресурсы, время, силы и создаёт меньше рисков для вашей дальнейшей жизни.

Если на уровне образовательной организации уладить вопрос не удалось, обращайтесь в органы государственной власти. Выбор органа зависит от типа нарушенных прав:

  • трудовые – трудовая инспекция, прокуратура, суд,
  • социальные – прокуратура, суд,
  • образовательные – учредитель, орган по контролю и надзору в сфере образования, прокуратура, суд.

Привлекайте поддержку – профсоюз, юристов. Они помогут не допустить формальных ошибок и профессионально презентовать ваши требования.

Вопрос – ответ

Имеет ли школа право не выдавать на руки трудовой договор?

Нет. Копия подписанного работодателем трудового договора должна быть выдана работнику.

Есть ли у частных школ обязательство индексировать заработную плату?

Нет. Это требование можно закрепить в коллективном договоре, но наличие такого договора не является обязательным условием для работы организации.

Как учителя государственной школы могут инициировать процесс индексации заработной платы?

К сожалению, никак, потому что заработную плату учителя формирует ряд нормативов и положений. Но учителя могут предложить школе программы дополнительного образования, которые будут приносить доход.

Ключевой вывод

Вы должны использовать все инструменты, чтобы реализовывать и защищать свои права. Самое главное – уверенность в своих действиях и отсутствие страха.

Запись встречи