Зачем он это делает? Трудное поведение ученика: как учителю сохранить устойчивость и самообладание
1 апреля 2024 г. состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»
Спикер
Елизавета Белозерова, практикующий психолог, выпускница психологического факультета НИУ ВШЭ, студентка магистратуры «Позитивная психология» НИУ ВШЭ.
Содержание встречи
1 апреля прошла «Мастерская учителя», на которой Елизавета Белозерова, практикующий психолог, учитель биологии и студентка магистратуры «Позитивная психология» НИУ ВШЭ, рассказала, как поступать с трудным поведением школьника, если кажется, что ничего не работает.
Спикер рассказала о работе с трудным поведением учеников, ответив на главные вопросы учителей: Зачем дети это делают? Как не поддаваться эмоциям в стрессовой ситуации? Что нужно сделать, чтобы договориться с «трудным» ребенком?
Елизавета, ссылаясь на В.А. Жумурова, приводит следующие сферы, в которых проявляется трудное поведение:
- когнитивная, проявляющаяся в неуспеваемости,
- эмоциональная, последствиями которой будут стресс и агрессия,
- поведенческая, связанная с пассивностью и зависимостью,
- соматическая, касающаяся заболеваний,
- коммуникативная — связанная с трудностями в установлении контактов и связей.
Спикер посоветовала несколько практик, которые помогут «заземлиться» как взрослым, так и детям. Среди универсальных методов преподаватель советует наладить режим сна, улучшить питание и увеличить двигательные активности. Во время аффекта могут помочь такие практики, как изменение позы, дыхательные упражнения, «54321», «ТРУД» и «СТОП».
-
Техника «4-7-8»
Среди множества дыхательных гимнастик преподаватель выделяет технику «4-7-8»: вдыхать носом и считать до 4-х, затем задержать воздух и считать до 7, далее выдохнуть на восьмой счет.
-
Инструмент «54321»
Инструмент «54321» поможет учителю или ребенку контролировать себя в состоянии аффекта. Для этого нужно найти вокруг себя 5 вещей с одинаковыми признаками, потом прикоснуться к 4 предметам разного материала, после этого прислушаться к трем звукам, понюхать два источника запаха и попробовать что-то одно на вкус. Елизавета Белозерова советует прибегать к этой успокаивающей технике, которая поможет «заземлиться» и вернуться к настоящему при помощи пяти чувств.
-
Навык «ТРУД»
Навык «ТРУД» также меняет физиологическое состояние человека для снижения интенсивности эмоций. Это аббревиатура, в которой зашифровано 4 действия: изменение температуры, релаксация, упражнения и дыхание. Во время аффективного состояния можно попробовать умыться холодной водой, напрягать и расслаблять разные мышцы, сделать физические упражнения и глубоко дышать. Такой инструмент пригодится даже на уроке — например, учитель может провести для школьников «физкультминутку», успокоив и себя, и класс.
-
Правило «СТОП»
В кризисные ситуации педагог советует придерживаться правила «СТОП», которому также можно научить ребенка: стойте, сделайте шаг назад, осмотритесь и попытайтесь действовать осознанно. В состоянии аффекта следует замереть, чтобы эмоции не взяли верх, затем «выйти» из ситуации и отпустить ее, далее осмыслить происходящее и понять свои чувства, а после — действовать с ясной головой и четким планом.
Как утверждает Елизавета Белозерова, учителю в общении с трудными детьми важно помнить, что преподаватель взрослый и уже прошел тот путь, который только предстоит преодолеть школьнику. Помня это, педагогу проще оставаться спокойным, не воспринимать поведение ученика на свой счет и выбирать сотрудничество вместо конфронтации. Преподаватель советует учителям держать в голове то, чего пока нет у школьников. Например, у взрослого человека уже сформирована психика, он встроен в общество и может регулировать себя, а также знает, кто он и почему всё сложилось именно так — это и делает педагога сильнее и опытнее своих воспитанников.
«Чтобы оставаться устойчивым, нужен здоровый нарциссизм, твердая почва под ногами в виде заслуг, достижений, самореализации и удовлетворенностью своей жизнью», — говорит Елизавета Белозерова.