• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология образования разных категорий обучающихся

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматривается соотношение базовых, фундаментальных психологических принципов построения современного образования и особенностей построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся. При этом рассматриваются особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад. Причем рассматриваются не только индивидуально-психологические особенности этих групп детей и подростков, но и большая часть показателей социальной ситуации развития, включая отношение общества к школе, особенностям отечественной системы образования, статусу школьного учителя и т.п. Близкий аспект рассмотрения представляют возрастно-психологические особенности обучающихся на разных уровнях образования и их отношение к основным вариантам построения образовательного процесса. Особый блок курса представляет проблема трудностей в обучении. Здесь рассматриваются основные типы трудностей в обучении: учебные, коммуникативные и эмоциональные и поведенческие трудности, обусловленные физическими, ментальными нарушениями и сложной социально-экономической ситуацией. Среди них трудности в отношениях с учителем, в том числе частичная или полная закрытость к принятию учебных задач, деструктивное поведение, направленное на срыв урока; в отношениях с соучениками, в том числе, невключённость в совместную учебную деятельность; отсутствие организационных навыков, умения учиться; отсутствие навыков критического мышления, умения работать с информацией, соответствующих возрасту; отставание по основным предметам. Предполагается рассмотреть имеющиеся практики преодоления или минимизации трудностей в обучении, их возможности и недостатки.Специальный вопрос – образовательные практики в работе с одаренными детьми. Анализируются особенности взаимодействия с этой категорией обучающихся, разновидности трудностей, возникающих при этом, пути их профилактики и преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о соотношение базовых, фундаментальных психологических принципов построения современного образования и особенностей построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дифференцирует особенности построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся.
  • Понимает основные типы трудностей в обучении и возможных путей их минимизации и преодоления
  • Определяет специфику образовательных практик в работе с одаренными детьми
  • Понимает особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности построения образовательного процесса и возрастно-психологические характеристики обучающихся
  • Особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад
  • Проблема трудностей в обучении
  • Образовательные практики в работе с одаренными детьми
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе/реферат
  • неблокирующий Творческая работа
  • неблокирующий Решение кейсов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Решение кейсов + 0.3 * Творческая работа + 0.4 * Эссе/реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология мотивации достижения : Учеб. пособие для вузов, Гордеева Т.О., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения : учебное пособие / Р. Л. Хон. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 736 с. — ISBN 978-5-8291-3531-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132647 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Подольский Андрей Ильич