Слушатели летней школы Инобра ВШЭ обсудили, зачем нужно высшее образование
В Пушкине завершила работу VI Международная летняя школа по междисциплинарным исследованиям высшего образования. В этот раз ее темой стала социальная и экономическая роль высшего образования («Social and economic contribution of higher education»). В пригороде Петербурга собрались двадцать магистрантов, аспирантов и молодых ученых из вузов Германии, Великобритании, Португалии, Италии, Финляндии, Индии, Чили, Колумбии и других стран. Из семи российских участников пятеро представляли Институт образования. В работе летней школы участвовали ведущие мировые исследователи высшего образования.
Для чего нужно высшее образование, каков его вклад в развитие общества и экономики? Разные дисциплинарные традиции дают разные ответы на этот вопрос.
Стивен Бринт (университет Калифорнии), один из ведущих социологов высшего образования, выделил различные функции высшего образования с точки зрения социологической науки: передача знаний, легитимизация знания и профессий, требующих знаний, социализация, воспроизводство социальной структуры общества и социального неравенства.
В экономической науке, как рассказал Педро Тейшейра (университет Порто), в течение последних десятилетий произошла реконцептуализация сектора высшего образования, и в основу наших представлений об образовании легли экономические модели. Высшее образование и университеты должны отвечать на запросы рынка труда и способствовать экономическому росту.
По Ян (Пекинский университет) посвятила свой семинар анализу связей между высшим образованием и бизнесом.
Профессор Университетского колледжа Лондона Саймон Марджинсон синтезировал различные дисциплинарные подходы и представил свою концепцию анализа роли образования, где высшее образование выполняет не только названные социальные и экономические функции, но и способствует самоопределению и саморазвитию личности.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин представил новое прочтение теории человеческого капитала в контексте образовательной политики и рассказал о различиях между заявленными целями образовательных реформ и их реальными задачами и инструментами.
Международная летняя школа проводится Институтом образования с 2013 года: ее особенностью является сочетание формальных и неформальных видов совместной работы молодых ученых из разных стран. Школа ориентируется на междисциплинарный подход к исследованиям высшего образования и позволяет участникам взглянуть на эту сферу вне рамок конкретных научных направлений и национальных контекстов.
Презентации преподавателей летней школы