«Плохо проведенный урок — преступление»
Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.
Своими впечатлениями о программе «Педагогическое образование» поделились студентки:
В конце августа, как только были подписаны приказы о зачислении, студенты самостоятельно или с помощью преподавателей начали искать работу. 1 сентября были трудоустроены практически все. Занятия в институте проходят во второй половине дня, и первую половину можно посвятить работе. Согласно официальным данным средняя зарплата учителя в московских школах превышает 100 тыс. рублей, так что даже полставки — хорошее подспорье.
Мечты сбываются
Выпускница Сибирского федерального университета Анастасия Кучмарекова по первому диплому — лингвист. Работа переводчика оказалась не по вкусу, и она начала преподавать в школе. На программу «Педагогическое образование» поступила, по ее словам, «после двух лет невежества».
Я работала — и одновременно училась на курсах повышения квалификации, но знаний педагогики не хватало
Елизавета Дмитриева, выпускница Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского, по первому диплому — учитель английского и немецкого. В школе работает с третьего курса, но ей не доставало рефлексии и обмена опытом. Ответы на столь важные для начинающего педагога вопросы — как проводить уроки интересно, как справляться с трудностями, как держать дисциплину в классе — в калужском вузе Елизавета не получила.
Светлана Лащук и Валерия Паланова мечтали стать учителями в детстве, но предпочли педагогическим вузам более престижные программы с высокими требованиями на входе. Светлана поступила в НИУ ВШЭ на «Филологию», Валерия — на «Бизнес-информатику».
Валерия вспоминает, как от поступления в педвуз после школы ее отговаривала мама: «Ты училась в одном из лучших лицеев, трудилась день и ночь! Неужели не понимаешь, что уровень образования в этом институте ниже среднего, и тебе будет скучно?» После бакалавриата в «обычный педвуз» тоже не хотелось, и магистратура Института образования НИУ ВШЭ оказалась оптимальной альтернативой.
И Валерия, и Светлана успешно защитили дипломы бакалавров и, поступив на магистерскую программу «Педагогическое образование», стали воплощать в жизнь детские мечты.
Не изобретать велосипед
Особенность программы «Педагогическое образование» — ориентация на практику и минимум теоретических курсов.
«Знания, которые мы вечером получаем на парах, на следующий день можно применить на занятиях в школе. А потом в университете обсудить, что удалось, а что нет», — рассказывает Анастасия Кучмарекова.
«Особенно помогают в работе такие предметы, как «Педагогические техники», «Педагогический дизайн», «Возрастная психология», — говорит Елизавета Дмитриева. — Нас учат правильно распределять силы, чтобы меньше времени уходило на то, чтобы организовать учеников, больше — на освоения предмета».
«Изучение некоторых дисциплин организовано оригинально. Например, по «Истории образования» каждый студент должен провести занятие для своих товарищей, выбрав из списка тему. Это позволяет опробовать педагогические приемы, которые мы не решаемся сразу применять в школе», — считает Светлана Лащук.
Учеба в магистратуре помогает овладеть профессиональной терминологией и не изобретать велосипед
Многое в педагогике — например, формы работы, цели и способы оценивания – уже придумано. И лучше об этом узнать в университете, чем потом додумываться самостоятельно.
«Нас поощряют критиковать, предлагать что-то новое. Нет зубрежки и бессмысленных действий, все направлено на развитие студента и как личности, и как педагога, — рассказывает Валерия Паланова. — Программа дает методическую психологическую и любую другую поддержку. Ведь в школе очень тяжело работать, особенно первый год».
Никаких поблажек
Валерия Паланова преподает математику. В школе № 1311 ее встретили радушно, выделили наставницу, но ее помощь заключалась лишь в моральной поддержке. «Нет никаких поблажек, ты учитель, вот твои классы — и вперед», — вспоминает Валерия.
Сначала она вела занятия в трех классах, но потом от одного пришлось отказаться, поскольку родителям не нравились ее методы преподавания. Слишком много было плохих оценок, и они решили, что молодой педагог не справляется. «Те, кто работал на уроке и дома, получал пятерки, а те, кто не работал — двойки, — поясняет Валерия. — С родителями тех, кто работал плохо, общий язык найти не удалось».
«Работа в школе требует много времени и сил. Нужно готовиться к урокам, проверять работы, заполнять электронный журнал», — говорит Елизавета Дмитриева, учитель английского языка школы № 2107.
Никогда не соскучишься
Учитель русского языка и литературы Светлана Лащук вспоминает, что первые полгода очень уставала, нервничала, бесконечно готовилась к урокам, похудела от постоянного стресса и все время была недовольна собой. По ее мнению, «плохо проведенный урок — преступление». Отдыхать удавалось только на парах в Вышке.
И это несмотря на работу в привычных условиях — Светлана устроилась в школу № 1553 имени В. И. Вернадского, где сама училась: «Здесь хорошо, свободно, тепло, как и в мои школьные годы. Но это оазис, не отражающий реальность российского образования. Дети здесь необычные, мотивированные, любознательные, и я понимаю, что для меня это не совсем честный педагогический опыт».
Светлана не использует учебники, потому что ее учителя их тоже не использовали. Каждый урок придумывает сама: ищет материалы в интернете, подбирает тексты и распечатывает гору раздаточных материалов.
По мнению Анастасии Кучмарековой (она, как и Елизавета, преподает английский в школе № 2107), в школе никогда не бывает скучно — каждый день происходит что-то новое. Нужно взаимодействовать с коллективом, прикрывать друг друга, иногда выполнять чужие обязанности. При этом ждать, что кто-то выполнит твои обязанности за тебя, бессмысленно.
«Раньше мне казалось, что дети в школе будут меня слушать просто потому, что я старше, опытнее, умнее. Но выяснилось, что их может не увлекать то, что увлекает меня. Так что приходится искать новые решения, нестандартно подавать знания, чтобы у них загорались глаза и им хотелось учиться. Магистратура дает мне уверенность, что я все делаю правильно. И, конечно, я должна хорошо учиться сама», — говорит Анастасия, занимающая первое место в студенческом рейтинге программы «Педагогическое образование».
Окончательное решение
Спустя год работы в школе Валерия Паланова начала сомневаться, правильно ли она выбрала профессию: «Я задумалась, действительно ли это мое призвание? Приношу ли пользу детям? Так что следующий год учебы и работы будет полон рефлексии, и по его итогам я приму окончательное решение».
Другие студентки, в целом, довольны своей работой, в которой главное — общение с детьми. «Поначалу мне казалось, что дети в Москве замкнутые, «колючие», как ежики. Но когда с ними пообщаешься, они начинают тебе доверять, раскрывают свои секреты», — говорит Анастасия Кучмарекова.
«У меня нет ни одного ученика, которым бы я не восхищалась», — признается Светлана Лащук.
В нашей школе детей не удивишь добрым отношением или творческими заданиями. Но я ощущаю их благодарность за удачные, интересные уроки
Анастасия Кучмарекова, Елизавета Дмитриева и Светлана Лащук уверены, что продолжат работу в школе. Анастасия собирается совмещать ее с учебой в аспирантуре НИУ ВШЭ и научными исследованиями, Елизавета хочет попробовать себя в роли классного руководителя или тьютора. Светлана по окончании магистратуры планирует поехать в путешествие на год или два, а потом уже вернуться к работе. «Но я так привязалась к ученикам. Не знаю, смогу ли оставить их через год. Пока я в раздумьях», — добавляет девушка.
В 2019 году на магистерской программе «Педагогическое образование» предусмотрено 20 бюджетных, 5 платных мест и 3 платных места для иностранцев.