Креативность и самостоятельность
Какие ценности у студентов формирует Вышка
Центр социологии высшего образования НИУ ВШЭ (ЦСВО) проанализировал, как меняются ценностные ориентиры студентов Вышки в процессе обучения.
Анализ был выполнен в рамках пилотной волны лонгитюдного исследования «Траектории и опыт студентов университетов России» в 2014-2019 гг, в котором приняли участие 10 ведущих вузов страны. Исследование проводится в несколько этапов, его продолжительность составит 5 лет.
В исследовании участвовали 283 студента как традиционных для Вышки направлений (экономика, социология, психология), так и относительно новых (как программная инженерия).
Учащиеся отвечали на серию вопросов из ценностного опросника Шалома Шварца в разные периоды времени: в первые две недели обучения на первом курсе и в конце третьего курса.
В исследовании измерялась выраженность семи типов ценностей: безопасность, конформизм и ориентация на чужое мнение, самостоятельность и креативность, риск и поиск нового, стремление к удовольствию, личные достижения и самоутверждение и забота о других людях и окружающей среде.
О чем говорят ответы респондентов?
По данным опроса, к третьему курсу студенты НИУ ВШЭ отличаются от своих сверстников по пяти ценностным индексам:
- они менее конформны;
- для них более важно рисковать и пробовать новое;
- они в большей степени стремятся стать успешными;
- они более самостоятельны и креативны;
- для них более важно помогать людям и заботиться об окружающей среде.
При этом в начале обучения индекс самостоятельности, креативности и чувства социальной ответственности у студентов Вышки и молодежи той же возрастной группы был одинаковым.
Исследователи выяснили, что ценности студентов НИУ ВШЭ не зависели от пола, формы обучения (коммерция, бюджет) и места проживания (общежитие, с родителями, отдельно).
«На старших курсах студенты становятся менее зависимы от чужого мнения, для них более важно придумывать что-то новое и подходить к делу творчески, а также заниматься тем, что доставляет удовольствие»