• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Январь

Uber для учителей и онлайн-курсы: что ждет школы в цифровую эпоху

Ученые из США и Бразилии рассказали, каким будет цифровое образование.

На днях в Институте образования стартовала международная Летняя школа "Цифровая среда и неравенство образовательных возможностей". Уже в третий раз Международная лаборатория анализа образовательной политики НИУ ВШЭ собирает студентов из разных стран и ученых мировой величины, чтобы рассказать о самых ярких трендах в исследованиях сферы образования. Ключевой темой этого года стало образование в цифровую эпоху. Рассказываем, что ждет школу уже в ближайшем будущем.

 Нынешняя школа устарела на 400 лет

«Массовая школа, какой вы её знаете — с партами, досками, классами — была создана ещё в XVI веке, - рассказывает Родриго Барбоса, преподаватель Стэнфордского университета, США. - Она нужна была, чтобы приучать детей к работе на фабриках и заводах. Но сегодня такой формат не работает» 

Школы должны перестроиться, чтобы развивать те навыки, которые нужны в современном обществе. Чтобы научиться работать в группах, дети не должны сидеть за партами по отдельности. А для развития критического мышления им нужно учиться спорить с учителем и ставить его слова под сомнение. 

Нужно больше ученых

Умение работать в цифровой среде — это тоже один из важных навыков современности. Но чтобы понять, как именно гаджеты меняют наше взаимодействие с миром и сам процесс обучения, нужны серьезные исследования.

«В современном мире технологии развиваются катастрофически быстро, - считает Росели де Деус Лопес, преподаватель Университета Сан-Паулу, Бразилия. - Потребовалось 74 года, чтобы число пользователей обычных телефонов достигло 50 миллионов человек. Радио проделало этот путь за 38 лет, мобильные телефоны — за 5 лет, а скайп — всего за 22 месяца! И разрыв между теми, кто не умеет пользоваться девайсами и теми, кто комфортно чувствует себя в цифровой среде, все увеличивается».

Ученые сами не поспевают за растущим спросом на исследования в сфере технологий и цифрового образования. Для сравнения, в США на 10 000 человек на рынке труда приходится 94 исследователя. В Британии — 83, в Германии — 70, а в Китае всего 18. Для России, к сожалению, таких данных пока нет.

Uber для учителя

Школы постепенно привыкают к существованию смартфонов и компьютеров, и даже пытаются внедрять их в свою жизнь. Но вот новые технологии и разработки для них это слишком. А зря!

«В Бразилии разработали специальное приложение — аналог Uber для школы, - приводит пример Родриго Барбоса. - Оно позволяет очень быстро найти подходящего педагога, например, на замену заболевшему сотруднику или для чтения отдельных курсов. А родители могут подбирать с его помощью частных репетиторов».

@Институт образования НИУ ВШЭ

Муки для учеников

Одна их подобных технологий, которая уже сейчас завоевывает школьный мир — это MOOC(Massive Online Open Course), онлайн курсы, которые позволяют учиться чему угодно и когда угодно, не выходя из дома.

«В теории, онлайн-курсы могли бы быть очень полезны для современного образования — они дешевы, доступны любому, у кого есть смартфон, и легко выбрать наиболее качественный и подходящий именно тебе курс, - объясняет Росели де Деус Лопес. - Но при этом исследования показывают, что и у таких курсов есть свои недостатки. Студенты часто бросают их на середине, им не хватает обратной связи от учителя. А педагог не видит, какие темы хуже усваиваются и где в программе слабые места. Кроме того, такие курсы могут только усиливать неравенство, потому что ими пользуются люди, у кого и так лучше образование».

 Недостаточно просто создавать онлайн-курсы, нужно изучать, как их лучше внедрять и использовать в школе, с какими практиками лучше сочетать.

 Два подхода к технологиям в школе

Без перехода на цифровые рельсы школе, очевидно, не выжить. И в мировой политике есть два основных подхода, как именно этот переход должен происходить:

«Я изучал концепции перехода на цифровое образование в Бразилии и США, и эти два подхода очень ярко прослеживаются в этих странах, - говорит Родриго Барбоса. - В Бразилии политики считают, что технологические решения должны внедряться сверху. Поэтому для школ разрабатываются отдельные платформы и сервисы, которые призваны облегчить им жизнь. В США, напротив, считают, что школы и учителя сами знают, что для них лучше, и стараются поддерживать местные инициативы и решения».

Материал подготовлен стажёром-исследователем Ксенией Адамович.