Демократия юнитов сделает урок интересным
Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Преподаватели Института образования, Максим Буланов (Педагогическое образование) и Джейми Костли (Доказательное развитие образования), помогают учителям составлять индивидуальные образовательные маршруты и планировать нелинейные уроки. Методика юнитов, которую они предложили, уже успешно применяется многими практиками.
Право выбора – то, что делает предмет интереснее и помогает воспитать самостоятельного и ответственного человека, считают Максим Буланов – тьютор, приглашенный преподаватель двух магистерских программ Инобра, и Джейми Костли, приглашенный специалист (Tenure Track) Института образования. По их словам, школа не дает подростку выбора почти ни в чём. Изменить эту ситуацию – значит повысить вовлеченность и образовательный результат.
«Настроить» выбор в своем классе и сделать его важной частью урока научат на новом курсе Инобра «Создание персонализированной учебной среды в классе» на Coursera.
Искусство нелинейных уроков
Максим Буланов и Джейми Костли помогают учителям составлять индивидуальные образовательные маршруты и планировать нелинейные уроки. Методика, которую они предложили, уже успешно применяется многими практиками. Она построена на «юнитах» – блоках из 5-7 уроков, посвященных какой-либо новой теме.
«Юнит» начинается с голосования школьников. Сначала учитель рассказывает им, какую тему предстоит изучить и что должно быть «на выходе»: что должен знать и уметь каждый. Студенты курса учатся рассказывать об этом понятно для подростков, а не в категориях стандартизированных «образовательных результатов» и «навыков». Затем каждый учащийся в классе заполняет форму образовательного маршрута – как он хочет осваивать тему. Варианты: с учителем, самостоятельно, в паре, в микрогруппе. Если позже ученик поймет, что выбранный вариант ему не подходит, то пробует другой подход.
В конце каждого «юнита» учитель и ученики вместе разбирают, кто как справился, кто и почему менял маршрут. Такие рефлексивные беседы помогают педагогу лучше понять свой класс и проектировать систему выбора, а подростки учатся рефлексировать и брать ответственность за учебу на себя.
«Больше всего класс заинтересовала сама возможность выбирать, – рассказывает Анастасия Гудзь, учитель иностранного языка. Она студентка программы «Педагогическое образование» Инобра, на которой которой аналог курса преподается уже два года. – На вопрос, что они могут выбирать обычно на уроках, ученики ответили: ответ «a» или «b» в тесте, вот и всё. На первом уроке я им дала возможность выбрать только формат работы. Сначала они подошли к этому бездумно, однако затем их маршруты начали сильно меняться. Когда же я ввела (с 3 урока) возможность выбора заданий с материалами, вовлеченность стала максимальной за весь срок моего преподавания в школе. Отношения в классе изменились, ученики стали спокойнее говорить мне о своих проблемах, советоваться».
Юнит, досье и силлабус
На протяжении шести недель студенты разбирают, как разные подходы и методики можно включить в нелинейный урок. Это, в частности, перевернутый класс, проектное, проблемное, интерактивное обучение. Слушатель курса тренируется на одном «юните»: выбирает фрагмент своей программы в 5-7 уроков. В этом помогают ведущие курса и другие студенты – читают и обсуждают «юниты» друг друга. На выходе – несколько готовых нелинейных уроков и понимание, как сделать такими же и остальные.
На курсе учат работать и с личными образовательными целями ученика. Они обычно неясны для него самого: в школе не принято говорить про смыслы. Дети ходят на уроки, «потому что надо» или, максимум, «чтобы сдать ЕГЭ». Умение находить и формулировать цели – важная часть ответственного выбора. Это работает и на «задачу-максимум» нелинейных уроков – воспитать самостоятельную личность, и в прикладном смысле – помогает ученику выбрать самую подходящую для него траекторию в изучении темы. Например, личной целью может быть желание стать лидером среди сверстников. Такому подростку больше подойдет работа в команде: преследуя свою цель выбиться в лидеры, он сделает максимум в учебе.
Увидеть личную цель позволяют разные виды анкетирования, ментальные карты и другие способы измерений и рефлексии – их осваивают слушатели курса. В частности, здесь учат составить Learner Profile каждого ученика на основе бесед о будущем, заданий на самодиагностику, опроса других учителей, изучения данных о семье из личных дел.
Еще одно практическое задание курса – подготовить силлабус, рабочую тетрадь, где студент обобщает опыт подготовки разных типов уроков, информацию об учениках, рефлексирует, собирает информацию о методиках. Получается микро-учебник для себя.
Урок для всего мира
Курс будет особенно полезен педагогам во время пандемии: из-за дистанта стало меньше неформального общения с классом, многие дети учатся хуже, не могут себя организовать. Нелинейные уроки помогут им работать так, как нравится, а правильно сформулированные цели – мотивируют. Педагог благодаря персональному подходу сможет учитывать самочувствие и обстоятельства каждого, планируя учебную нагрузку.
Курс на английском языке: это делает его универсальным и интересным слушателям не только из России. Нашим учителям такой формат поможет напрямую узнать о тех актуальных идеях и исследованиях в области персонализации, которые появляются за границей. Благодаря доступной подаче лекционная часть курса станет и хорошей языковой практикой.
Максим Буланов и Джейми Костли используют курс для подготовки магистрантов на программах «Доказательное развитие образования» и «Педагогическое образование» ВШЭ.
Подробнее о курсе «Creating a Personalized Learning Environment in the Сlassroom» здесь: https://www.coursera.org/learn/personalized-classroom-environment
Буланов Максим Владимирович
Институт образования: Приглашенный преподаватель
Костли Джейми Хайг Марр
Департамент образовательных программ: Доцент