• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эффективные школы» под подозрением

Советский Союз распался 30 лет назад, осколки некогда общей школьной системы уже мало похожи друг на друга. Но, оказывается, если сравнить системы оценки образования в деталях, можно увидеть общие проблемы – и понять, на какие примеры равняться, чтобы их разрешить. Такой опыт проделали эксперты семи стран, объединенные в рамках общего проекта Шанинки и Инобра. Результат их работы – монографию под редакцией Виктора Болотова, Ростислава Горбовского и Елены Ленской – выпустила Вышка.

«Эффективные школы» под подозрением

Во всем мире система оценки школ движется от карательной к мягкой: мониторинги не влекут за собой оргвыводов, а помогают школе самой решить свои проблемы. Даже к термину «эффективность работы школы» на Западе уже относятся с подозрением – есть угроза, что так государство может навязать универсальные решения, которые не подходят конкретной школе. Мир идет к «развивающей самооценке» самой школы. На постсоветском пространстве ближе всех к такому результату подошла Молдова. Там «особенно подчеркивается доверие проверяющих органов к школе, особое место отводится не внешней оценке, а внутренней».

Одна из общих проблем стран бывшего СССР: при оценке школы нигде не учитывают в полной мере условия, в которых она работает. «Несложно представить, насколько сильно отличается контекст реализации одних и тех же программ в крупной городской школе и в отдаленной и труднодоступной местности», – пишут составители сборника.

Вторая общая проблема – олимпиадный подход, или «установка на оценку работы школы по высшим достижениям ее выпускников». В мире тоже равняются на академические достижения при оценке школ, но немного по-другому – например, ОЭСР рекомендует учитывать, прежде всего, результаты всех учеников, а не лучших. Важно понимать, какие условия созданы для каждого. Более того, многие страны отдельно отслеживают образовательные результаты уязвимых групп – детей с особенностями развития, мигрантов, учеников из социально неблагополучных семей. Разрыв в результатах разных групп сможет сигнализировать о неравенстве. «Такого рода проблемы наши педагоги в Молдове, России, Кыргызстане уже научились замечать, их начинают изучать в рамках независимой оценки, но системного решения пока нигде не найдено», – сказано в монографии.

Книгу «Оценка работы школ в постсоветских странах», обобщившую опыт России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана, можно прочитать здесь.