«Навязчивые» родители начинают и проигрывают
Кашу маслом не испортишь, а вот с кружками и секциями такая логика, похоже, не работает. Ребенка вполне можно «испортить» слишком высокой внеклассной активностью, и в принципе чрезмерным участием в его учебе. Такой вывод можно сделать из исследования, которое провели сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского и Центра социокультурных исследований. Они впервые изучили, как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы.
В основу исследования легли почти четыре тысячи анкет, заполненных в рамках Мониторинга экономики образования. Родителей разделили на три условные группы. «Навязчивые» – те, кто максимально участвует в учебе и жизни детей. Постоянно помогают учить уроки, объясняют, ищут материал. Организуют мероприятия в школе и следят за всем, что происходит в классе. «Наблюдающие» – те, кто особо не вмешивается в сам процесс, но следит за результатом: для них важны оценки и экзамены. Наконец, «отстраненные» интересуются тем, как учится ребенок, лишь формально и почти ни во что не вмешиваются.
Эти группы не статичны – все зависит от возраста ребенка. В начальной школе «навязчивых» родителей более 60%, затем их доля резко сокращается. И наоборот, количество «наблюдающих» растет от 8% в младших классах до 50% в средних. Только доля «отстраненных» всегда примерно одинакова – около трети от всех родителей.
Разные стратегии этих групп проявляются и в том, в какие кружки и как часто ходят дети в младших классах. У «навязчивых» родителей дети всегда более загружены: только 14% не посещают внешкольных занятий, а большая часть записаны в два и более кружка. Среди детей «наблюдающих» почти половина никуда не записана.
Эксперты изучили, что происходит с интересами школьников далее. « На уровне средней школы доля детей «навязчивых» родителей, полностью бросивших дополнительные занятия, увеличивается вдвое. А на уровне старшей школы – в три раза по сравнению с младшими классами», – говорится в статье. В группе детей «наблюдающих» ничего подобного не происходит: доля тех, кто посещает кружки и секции, снижается к средним классам незначительно, а дальше и в старших классах остается стабильной.
В статье сделан вывод, что давление родителей негативно связано с внешкольной активностью: «дети «навязчивых» родителей значительно чаще бросают занятия с наступлением подросткового возраста. Более мягкая поддержка без давления важнее для продолжения внеклассной активности на долгий срок».
Полный текст статьи Михаила Гошина, Дмитрия Дуброва, Сергея Косарецкого и Дмитрия Григорьева можно прочитать в «Journal of Youth and Adolescence».
Гошин Михаил Евгеньевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник
Григорьев Дмитрий Сергеевич
Центр социокультурных исследований: Научный сотрудник
Дубров Дмитрий Игоревич
Центр социокультурных исследований: Младший научный сотрудник
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра