• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Январь

Адаптация детей к онлайн-обучению зависит от характера труда родителей

Адаптация детей к онлайн-обучению зависит от характера труда родителей

© iStock

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ выяснили, что готовность детей самостоятельно заниматься дома в период дистанционного обучения зависела не только от наличия в семье соответствующих технических средств (социально-экономического положения семьи), но и от характера труда родителей (социально-психологический фактор).

В более выгодном положении оказались ученики из семей, где профессиональная деятельность родителей предполагала нерутинные действия и большую автономию на рабочем месте. Степень самостоятельности, нерутинность действий, проактивное отношение к жизни родителей повлияли на адаптацию детей к новому формату обучения.

В последние 30 лет в школьном образовании происходило усиление роли ученика: от пассивного послушного реципиента к активному самостоятельному агенту (и в планировании образовательной программы, и в ее реализации) и размывание границ между школой и семьей.  

В мире возникли три взаимосвязанных тенденции:

 усиление роли самостоятельных образовательных усилий ученика на фоне технологических и организационных изменений;

 перераспределение ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – дополнительное образование», возникновение новых структур, отвечающих на потребности различных игроков;

 рост неравенства по цифровому культурному капиталу.

Вынужденный резкий переход на онлайн-обучение позволил исследователям лучше изучить, как эти процессы отражаются на российском школьном образовании. Массовый опрос, который был проведен ранее, установил социально-экономическими проблемы семей (наличие технических средств и помещений). Интервьюрование же, как более «глубинный» метод исследования, позволило лучше понять социально-психологические проблемы адаптации к дистанту, с которыми столкнулись семьи.

Исследователи проинтервьюировали 36 семей из девяти городов России.

Авторы выделили три типа реакций семей по отношению к дистанту:

 настроенные резко негативно (родители заняты рутинным трудом – неважно, физическим или умственным);

 адаптировались к онлайн-обучению, но не настроены к его продолжению (большинство родителей; это семьи, в которых хотя бы один из родителей занимается нерутинным умственным трудом, в том числе с акцентом на коммуникативных навыках);

 увидели преимущества и хотят их сохранить (меньшинство семей; родители – работники умственного нерутинного труда с высокой автономией на рабочем месте – сами принимают решения).

Родители в первой группе отмечали, что домашнее обучение – это «не учеба», «пробел в знаниях», «ничего не объясняют», «программу не раскрывают». Родители зачастую не могли помочь детям в освоении школьной программы.

Родители и дети из второй группы при переходе к онлайну ощутили стресс, но затем увидели некоторые позитивные моменты в дистанционном обучении (дети смогли лучше высыпаться, в семье стало происходить больше общения, дети получили новый интересный опыт).

Родители из третьей группы оценили преимущества дистанта, которые связаны с большей гибкостью, которую открывает дистанционный формат, – как содержательной, так и организационной. Возможность подстраивать расписание и приоритеты под себя, совершать выбор была оценена этой группой как важное удобство, которое стоит сохранить и в обычной школе. Дети в этих семьях чаще всего обладали необходимыми умениями для саморегулируемого обучения: могли ставить учебные цели и задачи, выделять приоритеты, управлять собственным временем, мотивировать и контролировать себя.

Исследование проведено в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» летом-осенью 2020 года. Было проинтервьюировано 36 семей из Москвы (9 семей), Казани (6), Санкт-Петербурга (5), Краснодара (5), Нижнего Новгорода (4), Томска (4), Питкяранты (Республика Карелия), Сыктывкара и Тюмени (по одной семье). Средний возраст родителей – 43 года. В половине семей (18) – по одному ребенку, в трети (11) – по двое, семь семей – многодетные.

В 14 семьях дети учатся в начальной школе; в половине семей есть учащиеся средней школы, в трети семей есть старшеклассники. Уровень дохода в большинстве семей (27) средний, в четырех семьях – ниже среднего, в пяти – выше среднего. Затрагивались следующие темы: учеба детей в обычном формате (офлайн) и опыт дистанционного обучения (онлайн); домашние задания; дополнительные занятия и репетиторы; восприятие родителями современного школьного образования, его сильных сторон и дефицитов; самоорганизация детей; участие родителей в поддержке учебных усилий детей, самостоятельность школьников в учебной и внеучебной деятельности, распределение ролей и ответственности между семьей, учеником и школой.