Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
НА ТЕОРИИ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ
Как строить программу для подготовки учителей, чтобы она соответствовала времени? Пять лет назад команда преподавателей Инобра сформулировала несколько принципов, на базе которых начала рождаться магистерская образовательная программа «Педагогическое образование». Первый: собственно педагогическая подготовка должна стать надстройкой к уже приобретенному выпускником бакалавриата фундаментальному предметному знанию — так в Инобре ориентировались на прием, в первую очередь, тех, кто, условно, стал сначала физиком, а затем почувствовал призвание ее преподавать. Второй: учить педагога сначала теории, а только потом отправлять в школу, как делают в российских педвузах — не результативно. Третий: важно с самого начала готовить учителя-автора, способного и самостоятельно создавать методики, и быть интеллектуальным лидером. Четвертый: педагог должен во всем применять доказательный подход, опираться на данные, для чего к работе со студентами необходимо подключать научные центры и лаборатории института. Пятый: очень важна поддержка коллег, поэтому вокруг программы сразу надо формировать сообщество студентов, выпускников и партнеров.
Конечно, на практике эти принципы все время уточнялись и корректировались. Так, например, ставка только на «предметных» выпускников бакалавриата классического университета сработала частично, программа оказалась востребована и среди бакалавров-педагогов, сегодня они составляют около трети каждой когорты. Большинство (две трети) уже имеет хотя бы небольшой опыт работы в школе или колледже. По всем показателям студенческий контингент очень разнородный, но можно поставить это на службу программе: организовать горизонтальный обмен опытом и с самого начала развивать межпредметные связи.
ВАЖНЕЙ ВСЕГО — РАБОТА В ШКОЛЕ
Профессию учителя невозможно примерить к себе «в теории», а работа в школе с первого дня учебы еще и дает возможность магистранту зарабатывать на жизнь. Важнейший элемент этой работы — рефлексия: студенты анализируют, что у них получается, в рамках проектного семинара, посещают и разбирают уроки друг друга. Не менее важно — индивидуальная работа руководителя практики с каждым студентом.
Руководитель практики регулярно посещает уроки студента и дает обратную связь. Сначала это скорее формирующая оценка, которая не входит в итоговую. К концу первого курса студенты начинают готовить отчеты по самоанализу и взаимоанализу самостоятельно проведенных уроков, что вместе с оценкой руководителя практики ложится в основу финальной оценки. И самоанализ, и взаимоанализ — тексты в свободной форме, в которых важна, прежде всего, аргументация. «Нужно заметить, что, по опыту, наиболее тяжело студентам отмечать дефициты в уроках сокурсников и предлагать примеры более удачных приемов, технологий и практик», — отмечают авторы монографии.
На проектном семинаре учимся разрабатывать конспект урока, делая акцент на действиях не учителя, а учеников, их взаимодействии («Даже для выпускников педагогических вузов такая смена акцента часто является определенным вызовом», — пишут авторы книги). Поскольку нагрузка в школе серьезная — целая ставка, задача — научиться писать такие индивидуальные по форме конспекты, которые будут короткими, но максимально полезными начинающему педагогу.
ДИЗАЙНЕРЫ ДОПОЛНИЛИ ПЕДАГОГОВ
Помимо практики в школе, важнейшим элементом учебы на программе становятся проектная работа (в том числе - выполнение проектов для внешних заказчиков) и научно-исследовательская деятельность. Студенты много времени проводят в школе, поэтому «университетская» часть программы построена так, чтобы занятия шли по вечерам и максимум три дня в неделю. Одновременно изучают не более трех-четырех дисциплин, которые дополняются ключевыми семинарами.
С прошлого года к традиционному педагогическому треку добавился новый — «Дизайн образовательных продуктов». Его выстроили в той же последовательности, что и этапы проектирования образовательного проекта с нуля: начинаем со знакомства с психологическими теориями обучения, современными подходами, изучаем предложения на рынке и целевую аудиторию, разбираем модели педагогического дизайна и осваиваем цифровые инструменты. Сегодня на образовательном рынке предлагаются программы подготовки педагогических дизайнеров, но далеко не все они строятся на доказательном подходе и учебной аналитике, на что сделали акцент Инобр. Учимся визуализировать аналитику, чтобы оценивать индивидуальные образовательные результаты учеников.
ВАЖНО ВСЁ — ДАЖЕ УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬСЯ ПЕРЕД КАМЕРОЙ
Абитуриентов принимают по конкурсу портфолио, который ежегодно корректируется по результатам каждой приемной кампании. Финальный балл, от которого зависит, попадет человек в магистратуру или нет, складывается из нескольких компонентов: на 50% он зависит от академических и профессиональных достижений (в том числе от рекомендаций преподавателей и работодателей), на 5% от резюме (составлять его нужно сразу — ведь предстоит работать с первых дней). Резюме позволяет увидеть, как будущий студент умеет презентовать свои профессиональные и личные качества, насколько он серьезно настроен в отношении работы или прохождения стажировки. На 45% балл зависит от творческих заданий, на которых стоит остановиться подробнее.
Творческое задание состоит из мотивационного видеописьма, эссе и проекта учебных материалов. Видеописьмо — ролик, продолжительностью до трех минут, который дает возможность приемной комиссии понять, что абитуриент ожидает от программы, сделать выводы о его заинтересованности, вовлеченности, мотивации. Важно и то, как человек держится перед камерой (очный контакт членов приемной комиссии с претендентом не предусматривается), как говорит, насколько убедительно и логично излагает аргументы. Кстати, в конце учебы на программе студенты тоже записывают похожие видеоролики, процедура их сравнения «что было — что стало» очень полезна и студентам, и преподавателям.
В эссе оценивается оригинальность идей, логика изложения, полнота аргументации. Подготовка учебных материалов — самый сложный элемент портфолио. Претендент создает (пишет) параграф учебника на заданную тему, опираясь на рефлексию своего опыта использования научной и учебной литературы. В 2023-м тема параграфа для всех абитуриентов будет одна — «Чистая вода для природы и жизни». Единая тема позволит сравнивать творческие работы между собой, выявляя сильные стороны претендентов.
Монографию «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете» разработали академический руководитель программы Мария Лытаева, профессора Инобра Анатолий Каспржак и Елена Чернобай, а также бывший руководитель программы, ныне приглашенный преподаватель Инобра Олег Федоров. Книга вышла в методической серии «Подготовка профессионалов для нового образования». Прочитать ее можно здесь
Подробнее о программе здесь