• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастер-класс от Мастерской учителя «Инструменты формирующего оценивания для эффективной работы в классе»

20 ноября прошёл мастер-класс в рамках встречи «Мастерской учителя»

Мастер-класс от Мастерской учителя «Инструменты формирующего оценивания для эффективной работы в классе»

Спикер

Михайлова Александра Михайловна, научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ.

Содержание встречи

Мастер-класс являлся продолжением лекции по формирующему оцениванию.

На встрече мы рассмотрели несколько инструментов для организации форм работы с информацией и сбора обратной связи. Гость встречи также представила примеры выполнения работ учащимися и предложила участникам мероприятия апробацию инструментов.

Направленность современного образования:

  • поддержка учебной автономии учеников (дети могут самостоятельно следить за своими учебными целями, оценивать себя и друг друга)
  • экспликация учебного процесса (разъяснение, уточнение; совместная с детьми разработка ориентиров учения)
  • ориентирование на достижения/результат (учитель помогает соотносить работу с результатами, образовательными стандартами, выставляет и комментирует оценки)

 

При формирующем оценивании (ФО) оценка применяется для получения данных о текущем состоянии, чтобы определить ближайшие шаги в направлении улучшения
При итоговом оценивании оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Основная разница в том, для чего используется информация.

ФО помогает ответить на три вопроса (и это должно быть видно и учителю и ученику)

Где ученик находится на данный момент с точки зрения содержания?

Куда ему/ей нужно продвинуться?

Как это сделать?

  • Инструменты (матрицы-организаторы)

    Вербальные и визуальные ассоциации

    Cлово – изображение – определение – ассоциация/характеристика (ученик «пропускает» понятие через своё мышление, получает возможность посмотреть на него с разных сторон).
     

    Анализ причинно-следственных связей

    Причины события – результаты события – сегодняшние эффекты (чаще всего используют на уроках истории, но можно использовать в изменённом виде на других предметах, например, на географии) (такие матрицы позволяют учителю лучше понимать, какие темы/аспекты ученик знает на более высоком уровне, насколько он понимает связь между событиями насколько у него есть понимание цельной картины по данной теме).

     

    «Звёздный пересказ»

    1 слово для названия текста;

    2 слова о том, что ты чувствовал во время чтения;

    3 слова про обстоятельства или контекст;

    4 слова про проблемы;

    5 слов для вывода (визуализация в виде пятиконечной звезды) (краткий пересказ текста по определённым аспектам в нестандартной форме, можно сравнить, поделиться, запустить дискуссию, использовать в качестве рефлексии).

    «Звёздный пересказ» можно использовать не только для работы с текстом, но и в целом как инструмент рефлексии на разных предметах (ключевые слова по теме занятия). В методе вербальных и визуальных ассоциаций можно предлагать ученикам заполнять самим разные клетки в зависимости от их уровня и цели занятия или заполнять матрицы друг друга.

Вопрос – ответ

Есть ли ресурсы, сборники, где собраны различные инструменты формирующего оценивания?

Много есть в зарубежных источниках, часто школы сами выкладывают интересные практики, также есть инструменты на сервисе «Яндекс Учебник» / «Яндекс Образование». Один из часто используемых инструментов ФО – критериальные рубрики, которые используются, например, учителями английского.

Методики формирующего оценивания можно использовать не только для оценивания учащихся в школе, но и студентов, и взрослых учеников.

Мы в социальных сетях